КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Автор: Мотовичева Е.А. вкл. .

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель: создать условия для расширения и уточнения у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина».

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями;

- развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость;

- формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения.

Речевое развитие:

- совершенствовать умение образовывать однокоренные слова;

- совершенствовать умение узнавать предмет, изображённый на картинке, умение рассказывать о содержании собранной картинки;

- формировать потребность в самостоятельной речевой деятельности, обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать самостоятельность, коммуникативные качества, творческое воображение.

Познавательное развитие:

- развивать познавательный интерес и познавательную активность.

Методы и приёмы: вводная беседа, чтение стихотворения В.Степанова «Что мы Родиной зовём», виртуальная экскурсия по п. Новосемейкино, игра с мячом «Назови и расскажи о малой и большой Родине», мультимедийная дидактическая игра «Четвёртый лишний», игра с мячом «Семейка слов», отгадывание загадок, игра «Собери пазлы», игра «Мечтатели», создание альбома «Моя малая Родина – Новосемейкино»

Материалы и оборудование: устройство ИКТ, мяч, фото с изображением мест остановок (школа, ДДТ, футбольное поле Акрон, ТЦ «Юбилейный», озеро, памятник Алёше, ДК «Кристалл»), пазлы в конвертах «Флаг России», «Флаг Самарской области», картон, клей, салфетки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игра с мячом «Семейка слов»
Коммуникативная Чтение стихотворения В.Степанова «Что мы Родиной зовём», отгадывание загадок, игра «Мечтатели»
Познавательно-исследовательская Игра «Собери пазлы», виртуальная экскурсия по п. Новосемейкино
Игровая Игра «Назови и расскажи о малой и большой Родине», мультимедийная дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Изобразительная Создание альбома «Моя малая Родина – Новосемейкино»


Этап занятия Задачи Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный   Приветствие  

Дети, подойдите, пожалуйста, к столу и посмотрите, что за предметы лежат у меня на столе? (Знакомые детям: герб и флаг Самарской области, фотографии родного поселка).

Пояснение: Молодцы, вы правильно назвали все предметы. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о нашем посёлке Новосемейкино).

В: Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это наш район, город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.

Рассказываем поочереди с детьми

Что мы Родиной зовём

В: А чтобы нам было интересно, я предлагаю совершить путешествие по нашему посёлку, но, не покидая нашей группы.

Как можно это сделать? (посмотреть книги, фотографии, поиграть в игру и представить себе, что мы едем по городу на машине, автобусе)

Хорошо, можно представить, что мы поехали на автобусе.

Дети называют герб и флаг Самарской области, места родного поселка

Дети поочереди

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем,

Край, где мы с тобой живём…

Дети высказывают свои мнения

Дети моделируют автобус из стульев перед большим экраном и занимают свои места

Деятельностный

Развивать способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями.

Развивать познавательный интерес и познавательную активность

Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова

Развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость

Формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения.

Совершенствовать умение узнавать предмет, изображённый на картинке, умение рассказывать о содержании собранной картинки.

Формировать потребность в самостоятельной речевой деятельности, обогащение и активизация словаря, развитие связной речи

Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, творческое воображение.

Игра с мячом «Назови и расскажи о малой и большой Родине»

Правильно называют объекты России

Умеют выбирать лишний предмет из множества

Называют однокоренные слова к слову Родина

Умеют отгадывать загадки

Визуально сравнивают, правильно соединяют детали в единое целое

Умеют самостоятельно составлять рассказы

Ответственно относятся к общественно-значимым заданиям

В: Дети, если вы не против, я буду вашим экскурсоводом. А сейчас закройте глаза и представьте, как мы отъезжаем от детского сада, едем и смотрим в окно. Справа от нас находятся жилые дома, возле них стоят красивые осенние деревья. Слева от нас находится соседний детский сад с игровыми площадками. На улице теплый, осенний денёк. Открываем глаза.

Посмотрите, куда мы подъехали? (на слайде фото школы).

Правильно, это школа посёлка, и её ученики подготовили для вас задание

В: Предлагаю взять вам мяч, но не пускаться тут, же вскачь, а, ответьте по очереди все, что вы знаете о своей стране. Ребята сейчас я буду задавать вопрос и каждому из вас кидать мяч, первым отвечает тот, у кого в руках мяч.

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Столица нашей Родины России? (Москва)

Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)

Как называется наша область? (самарская)

Как называется наш район? (Красноярский)

В каком посёлке мы живём? (Новосемейкино)

Как называют жителей поселка Новосемейкино? (новосемейкинцы)

На какой улице ты живешь? (Рудничная …)

Любимое место в нашем селе, где тебе нравится гулять с друзьями?

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги

В: За верные ответы школьники дарят вам на память фотографию свое школы.

Дети садятся в «автобус», имитируют езду

Дети называют объект посёлка

Дети поочереди отвечают на вопросы

Дети берут фото

Мультимедийная дидактическая игра «Четвертый лишний»

В: Заходите в автобус, садитесь на свои места, закройте глаза и представьте, что мы проезжаем вдоль высокой горы, проезжаем мимо отделения полиции и останавливаемся возле соседнего здания. Открываем глаза (слайд с изображением ДДТ).

В: Правильно, это Дом Детского Творчества. Воспитанники ДДТ тоже подготовили для вас задание.

Инструкция: найти, объяснить и объяснить почему.

В: Ребята перед вами слайд-шоу с изображением четырех разных предметов. Ваша задача назвать лишнюю картинку и обосновать свою точку зрения. На каждом слайде изображение четырех предметов, один из них лишний

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги

В: За вашу смекалку вы получаете фото ДДТ.

Дети называют объект посёлка

Дети выбирают лишнее изображение

Игра с мячом «Семейка слов»

В: Приглашаю вас занять свои места в автобусе, закрывайте глаза и представьте, что мы едем по улице Рудничной , мимо нас мелькают жилые дома, магазины, детишки с футбольными мячами, спешащие на своё любимое поле. Узнали, что это? (Футбольное поле Акрон)

В: Молодцы! Много хороших футболистов вырастил наш посёлок, которые занимают призовые места на соревнованиях. Тренера предлагают вам размяться с мячом, выходите на поле.

Инструкция: образовывать слова из одной семейки со словом Родина.

- Каким, словом можно назвать папу и маму? (Родители.)

- А каким, словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)

- Какой брат у тебя есть? (Родной.)

- А кто живет в нашей стране? (Народ.)

- Какую песню мы пели? (Народную.)

- Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.)

В: Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина — это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина — родная земля.

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги.

Дети называют объект посёлка

Дети образовывают однокоренные слова к слову Родина

Игра «Отгадай загадки»

В: Предлагаю продолжить наше путешествие, занимайте свои места. Закрывайте глаза и представьте, что мы едем по центральной улице посёлка, мимо высоких зеленых елей и подъезжаем к центральному магазину поселка. Узнали, что это за место? (фото Юбилейного)

В: Сотрудники магазина «Юбилейный» хотят проверить знаете ли вы свой посёлок? Они передали мне загадки, я буду их загадывать, а кто догадается, о чём идёт речь поднимет руку и расскажет нам всё, что знает об этом здании. Вы готовы! И так начинаем

В:1. Стоит дом,

кто в него войдёт,

тот знания приобретёт

Д: Школа.

В:2. Снаружи смотришь — дом, как дом.

Но, нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными

Д: Библиотека.

В:3. Туда хожу я каждый день,

Так нужно, даже если лень.

Там всех уже пять лет я знаю

Я с ними ем и сплю, играю

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый

Д: Детский сад.

В: 4. Что за дом, что за дом

Сказку ты увидишь в нем

Танцы, музыка и смех –

Представление для всех.

Д. Дом культуры.

В: 5. Если с организмом плохо,

Вам здесь можно подлечиться,

А врачи всегда помогут

Это здание …

Д. Больница.

В: 6. Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом...

Д: Магазине.

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги

Отлично справились с заданием и получаете новую фотографию

Дети называют объект посёлка

Дети рассказывают по схеме: как называется здание, для чего оно служит, люди каких профессий там работают

Игра «Собери пазлы».

Продолжаем наше путешествие. Закрывайте глаза, мы направляемся с вами к любимому месту прогулки взрослых и детей, где можно подышать свежим воздухом и поиграть на современных детских площадках. Узнали, что это за место? (фото озера)

В: Я тоже предлагаю вам поиграть в игру, выходите из автобуса.

Инструкция: Делимся на 2 подгруппы. Каждой подгруппе дается по конверту, в нем лежат пазлы. По команде ребята собирают пазлы (флаг России и Самарской области), собрав объясняют значение цветов на флаге. Та команда, которая собрала первой, та и начинает отвечать.

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги

В: Молодцы ребята! Вы замечательно справились с этим заданием, получите награду, будете любоваться на любимое место отдыха.

Дети называют объект посёлка

Дети собирают пазлы, объясняют значение цветов на флаге

Игра «Мечтатели»

В: Снова занимайте свои места, отправляемся в путь, закрывайте глаза. Мы с вами проезжаем мимо жилых домов и останавливаемся возле памятника погибшим солдатам (фото памятника Алёше)

В: молодцы ребята, правильно. Погибшие солдаты тоже были когда как вы маленькими ребятами и мечтали…….

В: Ребята давайте мы с вами немного отдохнем, присядем на полянку.. Пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для своего посёлка, когда вырастите. Ребята, наша игра будет называться «Мечтатели», начать её можно словами: «Когда я вырасту»

В: Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить когда вы вырастите, а сегодня я вам вручаю фотографию на память.

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги.

Дети называют объект поселка

Дети составляют рассказы

Создание Альбома «Моя малая Родина – Новосемейкино».

В: Занимайте свои места, закрывайте глаза наше путешествие подходит к концу и мы с вами отправимся на главную площадь посёлка. Какое здание находится на ней? (Дом Культуры «Кристалл» фото).

В: Все верно, здесь проходя праздники, спектакли, дети посещают различные кружки, где показывают свою смекалку и эрудированность. Я предлагаю вам посетить один из таких кружков по художественному творчеству и создать из полученных вами фотографий альбом нашего поселка, а я вам в этом помогу.

В: Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Дети называют объект поселка

Дети создают альбом, рассматривают его

Заключительный   Заключительная беседа  

– Дети, вам понравилось сегодняшнее путешествие по родному поселку?

- А что больше вам запомнилось?

- А почему путешествие получилось интересным? - Где бы вы еще хотели побывать

В: Хорошо, мы с вами вместе подумаем, как нам это осуществить.

Дети отвечают на вопросы