Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

Автор: Лазарева Оксана Сергеевна вкл. .

«В поисках запутанных сказок»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.

Задачи:

- уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- развивать слуховое восприятие, громкость речи;

- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.

- совершенствовать навыки словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;

- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, в ходе занятий поощрять активность, любознательность;

- воспитывать нравственные качества: сострадание, желание прийти на помощь;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброе отношение к игровым персонажам, окружающему миру, создавать радостное настроение.

Методы и приемы: организованнный момент «Комплименты»; сюрпризный момент «письмо»; пальчиковая игра «Замок», отгадывание загадок, чистоговорки, д/и «Живые слова», «Что за чем и перед чем», «Назови животное» игра «Подражание герою», совместное выполнение действий.


Оборудование: ковер самолет, картинки буквы, мультимедийное оборудование, презентация, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, слова для составления названия сказки, пальчиковый театр, картинки с изображение времен года, театр «Тантамареска», письмо

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Упражнение «Звукоподражание», «Загадки»; дидактическая игра «Живые слова», «Что зачем и перед чем», «Назови животное»
Двигательная Организованный момент «Комплименты», пальчиковая игра «Замок», гимнастика для глаз
Игровая Полет на ковре самолете, игровой момент «письмо», игра «Подражание герою», театр «Тантамареска»


Этап занятия Задачи Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат    

Мотивационно-организационный

Снять мышечное и психическое напряжение;

Восстановить и активизировать внимание детей;

Организационный момент Игровое упражнение «Комплименты»

Получают положительно эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность;

   
- Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей) Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты).

Дети здороваются с гостями. Встают в круг и передают игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты

   
             Игровой момент «Письмо»    

Стук в дверь. Передают письмо.

«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? - Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?

- Кажется, в конверте еще что-то есть.

В конверте лежат буквы, Воспитатель: - Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)

- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.

- Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.

-Отправляемся друзья,

В чудо сказку - вы и я.

Звучит сказочная музыка

Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.

дети собирают слово СКАЗКА

Дети отвечают (на поезде, на самолёте и т.д.)

находят буквы означающие первый звук с которого начинается имя и присаживаются на это место.

летят на ковре самолете

   
Деятельный

Формировать произношение звуков Ш, С, У, Ж, З, Х

упражнение «Звукоподражание»

Правильно произносят звуки

   

- Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.

1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.

2. Лопнули шины: с-с-с.

3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у

4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.

5. Комары летят: з-з-з.

6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.

Воспитатель: - Вот мы и прибыли

- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.

Дети повторяют за воспитателем звуки:

ш-ш-ш

с-с-с

у-у-у

ж-ж-ж

з-з-з

х-х-х

дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок.

Соглашаются.

   
  Пальчиковая гимнастика «Замок»      

Тренировать мелкую моторику рук, улучшить гибкость, кистевых суставов, развивать усидчивость.

- На дверях висит замок

Да никто открыть не мог!

Мы замочком постучали

Мы замочек повертели

Мы замочек покрутили –

И замочек мы открыли!

- Замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками?

пальцы в "замочек"

Дети показывают движения согласно текста

Ответы детей…..

Тренируют мелкую моторику рук, кистевых суставов.

Получают положительно эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность;

   
  1замок: «Загадки»    

Узнавать сказочных героев по репликам из сказок.

1. От кого укатился Колобок?

а) от бабушки с дедушкой.

б) от внучки с Жучкой.

в) от лисы.

2. Первой поселилась в теремке Мышка-норушка. А кто вторым?

а) Лягушка-квакушка.

б) Зайчик-побегайчик.

в) Волчок-серый бочок.

3. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила

а) яблоньку

б) печку

в) речку

4. Кто унес сонную Дюймовочку из дома женщины, в котором она жила:

а)жук

б)жаба

в)мышь

Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.

- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

Ответы детей:

1.от бабки с дедом.

2. лягушка квакушка.

3. печку.

4. жаба.

Правильно называют сказочных героев.

 
  2 замок : Дидактическая игра «Живые слова»    

Совершенствовать умение из слов составлять название сказки

- Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».

- Следующая сказка, которую мы должны угадать:

1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица

- Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку:

Выбранные дети выстраивают из слов название сказки.

Выбранные дети выстраивают из слов название сказки.

Правильно из слов составлять название сказки  
  Гимнастика для глаз    

Снять мышечное и психическое напряжение;

Терем- терем - теремок!

Он не низок, не высок,

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

- Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?

(Выставлен настольный театр)

Движение глазами вправо- влево

Движение глазами вверх- вниз

Моргают глазами

Дети снимают мышечное и психическое напряжение;

 
  Игра«Подражание герою»    

Стимулировать желание подражать персонажам сказки.

- Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.

Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.

Лягушка говорит: У меня не глаза, а….

Заяц говорит: У меня не уши, а….

Волк говорит: У меня не зубы, а ….

Лиса говорит: У меня не хвост, а…

Медведь говорит: У меня не лапы, а…

Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.

- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

Дети подражают голосами животных используя жесты и мимику.

Дети умеют голосом подражать персонажам, используют жестыи мимику как средство коммуникации;  
  Дидактическая игра «Что за чем и перед чем»    
Закрепить времена года и их последовательность

- Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем.

Загадка:

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

В какой сказке мы оказались? Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку.

Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.

- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

Дети слушают загадку

Отгадывают: сказка 12 месяцев

Дети расставляют картинки-символы, отвечают …

Поддерживают беседу, правильно называют времена года.  
 

Совершенствовать навыки словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже

Дидактическая игра «Назови животное»    

(Появляется картинка с частями тела животных)

- Ребята, вы узнаете эту сказку? Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать?

(Назвать что изображено на картинке)

Хвост лисы (чей?)

Уши зайца (чьи?)

Гребешок петуха (чей?)

Морда собаки (чья?)

Лапы медведя (чьи?)

-Из какой сказки эти герои? (Появляется картинка с расколдованными героями)

Рассматривают картинки, отвечают на вопросы:

лисий;

заячьи;

петушиный;

собачья;

медвежьи;

дети называют сказку «Заячья избушка»

Правильно образовывают слова имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже  
 

Формировать умение называть героев сказки на заданный звук

Дидактическая игра «Назови сказочного героя, название которого начинается на звук ( … )»    
На звук [З] (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

Ответы детей…

Дети называют героев сказки на заданный звук  
   
 

Поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как театр.

Игра театр «Тантамареска»    
- Посмотрите какие интересные куклы. (Воспитатель обращает внимание детей на театр Тантамареска). Да только они не живые. Как же можно их оживить? 

Дети рассказывают о театре «Тантамареска»

Читают стихотворение Ольги Хворост «Непослушный котенок»

Девочка. Непослушный мой котёнок,
Что ж ты в кухне натворил!
Чашку мамину разбил.
За такое поведенье
Будешь завтра без конфет,
Без печенья, без варенья,
Без сосиски на обед,
Котенок. Я люблю побезобразить!
и побегать и полазить.
Вмиг взлечу по занавескам,
Правда рвутся они с треском
Не люблю пустую миску
и кастрюльку без сосиски.
Девочка.
Виноват - теперь не плачь,
Надо было маму слушать
И вести себя получше!

Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к театру «Тантамареска».  
  Игровое упражнение «отправляемся домой»    
- Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.


Дети садятся на ковер-самолет и отправляются на нем в группу.    

Заключительный

  Заключительная беседа    
- Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.

- Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку .Покажите свою эмоцию мимикой.

Вспоминают сказочных героев и сказки в которых побывали.

Отвечают…

Мимикой показывают свое настроение.

Получен положительный и эмоциональный настрой от деятельности;