Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
«В поисках запутанных сказок»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
- уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- развивать слуховое восприятие, громкость речи;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
- совершенствовать навыки словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, в ходе занятий поощрять активность, любознательность;
- воспитывать нравственные качества: сострадание, желание прийти на помощь;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброе отношение к игровым персонажам, окружающему миру, создавать радостное настроение.
Методы и приемы: организованнный момент «Комплименты»; сюрпризный момент «письмо»; пальчиковая игра «Замок», отгадывание загадок, чистоговорки, д/и «Живые слова», «Что за чем и перед чем», «Назови животное» игра «Подражание герою», совместное выполнение действий.
Оборудование: ковер самолет, картинки буквы, мультимедийное оборудование, презентация, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, слова для составления названия сказки, пальчиковый театр, картинки с изображение времен года, театр «Тантамареска», письмо
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | Упражнение «Звукоподражание», «Загадки»; дидактическая игра «Живые слова», «Что зачем и перед чем», «Назови животное» |
Двигательная | Организованный момент «Комплименты», пальчиковая игра «Замок», гимнастика для глаз |
Игровая | Полет на ковре самолете, игровой момент «письмо», игра «Подражание герою», театр «Тантамареска» |
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат | ||
Мотивационно-организационный |
Снять мышечное и психическое напряжение; Восстановить и активизировать внимание детей; |
Организационный момент Игровое упражнение «Комплименты» |
Получают положительно эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность; |
|||
- Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся. Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей) Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты). |
Дети здороваются с гостями. Встают в круг и передают игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты |
|||||
Игровой момент «Письмо» | ||||||
Стук в дверь. Передают письмо. «Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…». Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? - Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь? - Кажется, в конверте еще что-то есть. В конверте лежат буквы, Воспитатель: - Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако) - А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. - Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок. -Отправляемся друзья, В чудо сказку - вы и я. Звучит сказочная музыка |
Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо. дети собирают слово СКАЗКА Дети отвечают (на поезде, на самолёте и т.д.) находят буквы означающие первый звук с которого начинается имя и присаживаются на это место. летят на ковре самолете |
|||||
Деятельный |
Формировать произношение звуков Ш, С, У, Ж, З, Х |
упражнение «Звукоподражание» |
Правильно произносят звуки |
|||
- Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем. 1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш. 2. Лопнули шины: с-с-с. 3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у 4. Жуки жужжат: ж-ж-ж. 5. Комары летят: з-з-з. 6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. Воспитатель: - Вот мы и прибыли - Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. |
Дети повторяют за воспитателем звуки: ш-ш-ш с-с-с у-у-у ж-ж-ж з-з-з х-х-х дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок. Соглашаются. |
|||||
Пальчиковая гимнастика «Замок» | ||||||
Тренировать мелкую моторику рук, улучшить гибкость, кистевых суставов, развивать усидчивость. |
- На дверях висит замок Да никто открыть не мог! Мы замочком постучали Мы замочек повертели Мы замочек покрутили – И замочек мы открыли! - Замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками? |
пальцы в "замочек" Дети показывают движения согласно текста Ответы детей….. |
Тренируют мелкую моторику рук, кистевых суставов. Получают положительно эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность; |
|||
1замок: «Загадки» | ||||||
Узнавать сказочных героев по репликам из сказок. |
1. От кого укатился Колобок? а) от бабушки с дедушкой. б) от внучки с Жучкой. в) от лисы. 2. Первой поселилась в теремке Мышка-норушка. А кто вторым? а) Лягушка-квакушка. б) Зайчик-побегайчик. в) Волчок-серый бочок. 3. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила а) яблоньку б) печку в) речку 4. Кто унес сонную Дюймовочку из дома женщины, в котором она жила: а)жук б)жаба в)мышь Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок. - С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся. |
Ответы детей: 1.от бабки с дедом. 2. лягушка квакушка. 3. печку. 4. жаба. |
Правильно называют сказочных героев. |
|||
2 замок : Дидактическая игра «Живые слова» | ||||||
Совершенствовать умение из слов составлять название сказки |
- Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят». - Следующая сказка, которую мы должны угадать: 1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку: |
Выбранные дети выстраивают из слов название сказки. Выбранные дети выстраивают из слов название сказки. |
Правильно из слов составлять название сказки | |||
Гимнастика для глаз | ||||||
Снять мышечное и психическое напряжение; |
Терем- терем - теремок! Он не низок, не высок, Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка? (Выставлен настольный театр) |
Движение глазами вправо- влево Движение глазами вверх- вниз Моргают глазами |
Дети снимают мышечное и психическое напряжение; |
|||
Игра«Подражание герою» | ||||||
Стимулировать желание подражать персонажам сказки. |
- Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются. Мышка говорит: У меня не усы, а усищи. Лягушка говорит: У меня не глаза, а…. Заяц говорит: У меня не уши, а…. Волк говорит: У меня не зубы, а …. Лиса говорит: У меня не хвост, а… Медведь говорит: У меня не лапы, а… Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок. - С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся. |
Дети подражают голосами животных используя жесты и мимику. |
Дети умеют голосом подражать персонажам, используют жестыи мимику как средство коммуникации; | |||
Дидактическая игра «Что за чем и перед чем» | ||||||
Закрепить времена года и их последовательность |
- Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем. Загадка: Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. В какой сказке мы оказались? Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок. - С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся. |
Дети слушают загадку Отгадывают: сказка 12 месяцев Дети расставляют картинки-символы, отвечают … |
Поддерживают беседу, правильно называют времена года. | |||
Совершенствовать навыки словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже |
Дидактическая игра «Назови животное» | |||||
(Появляется картинка с частями тела животных) - Ребята, вы узнаете эту сказку? Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать? (Назвать что изображено на картинке) Хвост лисы (чей?) Уши зайца (чьи?) Гребешок петуха (чей?) Морда собаки (чья?) Лапы медведя (чьи?) -Из какой сказки эти герои? (Появляется картинка с расколдованными героями) |
Рассматривают картинки, отвечают на вопросы: лисий; заячьи; петушиный; собачья; медвежьи; дети называют сказку «Заячья избушка» |
Правильно образовывают слова имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже | ||||
Формировать умение называть героев сказки на заданный звук |
Дидактическая игра «Назови сказочного героя, название которого начинается на звук ( … )» | |||||
На звук [З] (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…) На звук [К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас) На звук [М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук). |
Ответы детей… |
Дети называют героев сказки на заданный звук | ||||
Поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как театр. |
Игра театр «Тантамареска» | |||||
- Посмотрите какие интересные куклы. (Воспитатель обращает внимание детей на театр Тантамареска). Да только они не живые. Как же можно их оживить? |
Дети рассказывают о театре «Тантамареска» Читают стихотворение Ольги Хворост «Непослушный котенок» Девочка. Непослушный мой котёнок, |
Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к театру «Тантамареска». | ||||
Игровое упражнение «отправляемся домой» | ||||||
- Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад. - Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу. 1,2,3 взлетаем, глазки закрываем 1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. |
Дети садятся на ковер-самолет и отправляются на нем в группу. | |||||
Заключительный |
Заключительная беседа | |||||
- Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали. - Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку .Покажите свою эмоцию мимикой. |
Вспоминают сказочных героев и сказки в которых побывали. Отвечают… Мимикой показывают свое настроение. |
Получен положительный и эмоциональный настрой от деятельности; |