Конспект образовательной деятельности по изобразительной деятельности в старшей группе «Городецкая роспись»

Автор: Лазарева Оксана Сергеевна вкл. .

Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель:познакомить детей с городецкой росписью.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие

-                     Развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира;

-                     Формировать интерес к декоративному рисованию;

-                     Знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;

-                     Учить составлять узор по мотивам городецкой росписи.

Познавательное развитие

-        Продолжать знакомить детей с изделиями городецких мастеров;

-        Расширять представления о городецкой росписи.

Оборудование:Оборудование: мультимедийная установка (проектор), презентация «Городецкая роспись», муз.сопровождение «Городец», тонированные доски бежевого цвета, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, салфетки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности
Восприятие художественной литературы и фольклора стихотворение «Веселый Городец», загадка «В синих купавках…»

Позновательно-исследовательская

Презентация «Городецкая роспись»
Двигательная Физкультминутка «Мы ногами топ, топ..», «Цветочная зарядка»
Изобразительная Рисование «Городецкая роспись»


Этап занятия Задачи Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат  

Мотивационно-организационный

  Игровой момент «Телеграмма»    

Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришла телеграмма с приглашением от городецких мастеров . Хотите узнать что в ней написано?, тогда слушайте.

Воспитатель читает стихотворение «Веселый Городец»

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо - птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: -ну что, хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель: чтобы нам попасть в Древний город нужно отгадать загадку, которую нам прислали его мастера:

(загадка) В синих купавках, В красных бутонах,   Крупных и мелких В листьях зелёных Привезли ларец из города….

ответ детей…

ответы детей …

ответы детей …

 
Деятельный   Презентация «Городецкая роспись»    
 

Развивать познавательный интерес, любознательность

Расширять представления о декоративных композициях городецкой росписи;

Познакомить детей с городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Воспитатель: (слайд2) Древний город Городец очень красивый. Берега здесь высокие, овражистые. Дома ладные, высокие с большими окнами, похожи на сказочные терема, украшенные росписью и резьбой. (слайд № 3,4)

Росписью украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель и многие другие предметы. (слайд №,5,6,7,8,9) Мастера художники использовали красные, синие, жёлтые, зелёные и другие цвета и их оттенки: голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый. (слайд № 10,11)

Предлагает рассмотреть образцы элементов городецкой росписи: розан, купавку, бутон, ромашку. (слайд № 12,13,14)

Показ последовательности рисования бутона (слайд № 15)

-Сначала наносится подмалевка – кисточкой на основе рисуется круг однородного ровного цвета,

- Следующий этап – теневка, после высыхания вверху круга рисуется синяя горошина, а снизу – синяя окантовка.

- Разживка (белевка) – это последние штрихи бутона, именно от расположения белого цвета зависит, в какую сторону будет раскрываться цветок.

-Показ последовательности рисования розы (слайд № 16)

Сначала наносится подмалевка – кисточкой на основе рисуется круг однородного ровного цвета, к кружочку по бокам прорисовываются лепестки-скобочки. Закрашиваем серединку и лепестки розы.

- Следующий этап – теневка, после высыхания Черной краской добавляем сверху круг, дугу, тонкой кистью обводим лепестки розы черной краской. Начинаем наводить дугу, вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией.

-Оживка розы: точки, лепестки рисуются белой краской.

Листья рисуются по два, три или пять штук. Если рисуется три листика, то средний будет намного больше остальных. Если изображают только два листа, то они одинакового размера. (слайд № 17)

- Сегодня мы с вами будем городецкими мастерами - художниками и распишем доски.

Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, сделаем разминку.

 

Дети внимательно слушают и смотрят

Проявляют познавательную активность;

Проявляют интерес к изделиям народно- прикладного искусства;

 
  Физкультминутка «Мы ногами топ, топ…»    

Снять мышечное и психическое напряжение;

Восстановить и активизировать внимание детей;

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Дети выполняют движения согласно текста. Маршируют, хлопают в ладоши, моргают, поднимают и опускают плечи, поворачиваются влево и вправо, приседают, поднимают руки вверх.

Дети снимают мышечное и психическое напряжение;

Получают положительно эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность;

  Рисование «Городецкая роспись»    

Развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира;

Формировать интерес к декоративному рисованию;

Воспитатель напоминает правила работы с гуашью.

Воспитатель: Возьмите свою кисточку в руку чуть выше железного наконечника аккуратно наберите на кисть небольшое количество гуаши. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русская народная музыка.

Пока высыхает основа розы и листиков, проводится физкультминутка.

Воспитатель: Пока подсыхает основа, предлагаю отдохнуть.

Подведение итогов:

-Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены рисунок, как, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

- Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Дети садятся за столы, рисуют    

Дети рисуют на доске городецкие узоры

проявляют фантазию, творчество, интерес к декоративному рисованию;

 
  Физкультминутка «Цветочная зарядка»    

Снять мышечное и психическое напряжение;

Восстановить и активизировать внимание детей;

- Говорит цветку цветок

- Подними-ка свой листок.

- Выйди на дорожку,

- Да притопни ножкой. - Да головкой покачай

- Утром солнышко встречай.

- Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка.

- А теперь росой умойся,

Отряхни и успокойся.

- Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Дети выполняют движения согласно текста.

Поднимают и опускают руки, шагают на месте, высоко поднимая колени, вращают головой, выполняют наклоны туловища, встряхивают кисти рук

Дети проходят на свои места и продолжают работу по теневке и оживки узоров.

Дети снимают мышечное и психическое напряжение;

Получают положительно эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность;

 
Заключительный   Заключительная беседа    

- Где мы с вами сегодня были? Что мы видели? Что рисовали?

Выберите доску, которая больше всего вам нравится, и расскажите почему? (из каких элементов составлены рисунок, как, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

- Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Выставка детских работ.

Ответы детей…

   

Список используемой литературы:

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.-М.: Мозаика-Синтез,2010.-96с.:цв.вкл
  2. Фролова Н.Г., О.П. Пустовалова. Социальное развитие детей 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2010 г.