Программа "Ты и я - мы с тобой друзья"

Автор: Мотовичева Е.А. вкл. .

«Ты и я – мы с тобой друзья»

Программа по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств средствами художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. (читать полностью)

Разработали:Мотовичева Е.А., Емельянова Е.В., Цепляева Н.А., Бунакова С.И.

П.г.т. Новосемейкино
2019

Оглавление
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
Пояснительная записка 3
Общая характеристика программы 3
Цели, задачи, принципы и подходы к формированию программы 5
Планируемые результаты освоения Программы 7
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 9
Структура, содержание и этапы реализации программы 9
Технологии реализации программы 10
Взаимодействие с семьей 11
Педагогическая диагностика 13
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 16
Тематическое планирование 16
Условия реализации программы 41
Информационно-методические условия 41
Кадровые условия 41
Материально-технические условия 42
Список литературы 44
Приложение 45

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.
К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.
Наши дети очень развиты технически, они имеют большую осведомленность о современной технике: компьютерах, видео, телевидении, телефонах, домашних машинах-помощниках и т.д.
Современный ребенок легко назовет десятки фильмов, где есть герои-супермены, но немногие дети назовут отечественные фильмы о добрых чувствах, делах, благородстве и достоинстве.
Таким образом, мы наблюдаем спад нравственного развития детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким вопросам, как достойное поведение ребенка в обществе, вежливое обращение детей к сверстникам и взрослым и т.д.
Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. Таким средством служит художественно-эстетическое развитие, в частности музыка и театрализация, так как в процессе этой деятельности ребенок проявляет свою непосредственность, выражает свои эмоции, а значит, принимает на себя ту или иную информацию.
Музыка как один из наиболее эмоциональных видов искусства более всего способствует эмоциональному проживанию и осознанию имеющегося у дошкольников жизненного опыта. В процессе осознания своих чувств и эмоций, поиска в своей душе отклика на музыкальное произведение происходит духовно-нравственное развитие личности. У дошкольников на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, умение взаимодействовать, духовная чуткость. Они учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, не замечая этого.
Театрализованная деятельность отражает различные эмоциональные состояния, и как совместная деятельность также приводит к развитию симпатии, сочувствия, коллективизма, товарищества. Ролевые взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его настроение, состояние, учат разделять переживания других.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Способствует воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств (гражданственность, ответственность, честность, инициативность, чуткость, искренность, доброта, целеустремленность, самостоятельность) через музыкальную и театрализованную деятельность.
Программа «Ты и я – мы с тобой друзья», предусматривает организацию и содержание образовательного процесса по трем приоритетным направлениям для детей 5-7 лет: художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, речевому; и направлена на реализацию части ООП, формируемой участниками образовательного процесса в рамках регионального компонента.
Новизна программы заключается в эффективном использовании личностно-ориентированного подхода, а так же системном подходе к реализации поставленных задач. Общаясь с ребенком на равных, выслушивая его мнение и потребности, создавая воспитательную среду, мы формируем ребенка как личность. Думающего, ответственного, самодостаточного, нравственно развитого гражданина, умеющего быстро адаптироваться к изменяющейся социальной среде.

Цели, задачи, принципы и подходы к формированию программы

Цель: воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств, средствами художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. развивать эмоционально-волевую сферу ребенка, навыки сотрудничества, взаимодействия, выражения эмоционального состояния, саморегуляции, социализации;
2. формировать ощущение принадлежности к группе;
3. формировать нравственные качества, чувства, привычки, представления;
4. взращивать у детей разного возраста гуманное отношение к окружающим людям и природе;
5. развивать патриотические чувства.