Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку «Гуси – лебеди».

Автор: Скичкова Оксана Александровна вкл. .

Цель: Активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности у детей, воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Задачи:
• продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;
• закрепить знание геометрических фигур, умение находить в различных постройках ту или иную геометрическую фигуру;
• развивать умение решать логические задачи,
• закрепить названия дней недели, части суток.
• вспомнить с детьми содержание сказки;
• поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи;
• воспитывать у детей умение слушать друг друга;
• желание прийти на помощь;

Ход занятия
Воспитатель. Все вы, ребята, скоро станете школьниками. А для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь думать. Сегодня нам предстоит большое путешествие с приключениями, загадками, с заданиями на смекалку и сообразительность. А путешествовать мы будем по сказке, а как она называется вы отгадаете, когда прочтете ее название (дети читают название Гуси-лебеди). Путешествие будет непростым, за каждый пройденный путь, я вас буду награждать. Вы получите букву. Когда соберете все буквы, вы должны выложить слово, а что за слово вы узнаете потом (молодцы). Ну а чтобы наши буковки не растерялись, я предлагаю назначить ответственного за сбор букв, Это будет Маша. Вот тебе сумочка, будешь складывать буквы. Ну что готовы? Тогда отправляемся в путешествие. Раз, два три, в сказку попади.
Воспитатель. Для начала путешествия нам надо вспомнить, с чего начинается сказка.
Дети. (Дети вспоминают эпизоды из сказки)…. Мать и отец, уезжая на базар, наказывают дочери: " Не ходи со двора, братца береги". А девочка побежала играть с подружками и оставила братца одного. Налетели гуси-лебеди и унесли братца.
Воспитатель. Все верно! А сколько было гусей-лебедей, вы узнаете, отгадав, математическую загадку. Загадка в стихах:
Два гуся летят над нами,
Два гуся - за облаками,
Три спустились за ручей
Сколько было всех гусей?
Дети. считают, рассуждают. ( Было 7 гусей.)
Воспитатель: Да, семь гусей-лебедей. Ответ верный. Я предлагаю вам ещё задачки на сообразительность. Послушайте внимательно и постарайтесь быстро ответить:
Сколько всего дней в неделе?
Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
Как называются «выходные» дни недели?
Сколько месяцев в году?
Какой месяц год начинает, какой кончает?
Назовите соседей вторника?
Какой бывает счет (прямой и обратный)?
Как называется пятый день недели?
Какие части суток вы знаете?
Что бывает раньше утро или вечер?
Какая цифра спряталась в слове СЕМЬя?
Кто стоит справа от тебя?
Кто стоит слева от тебя?
Молодцы, ребята!
Воспитатель. Молодцы ребята! Справились с заданием, получайте свою первую букву! (М). Продолжим нашу сказку. Прибежала девочка, посмотрела - нет братца!? А дальше?
Дети. Увидела она вдалеке гусей-лебедей. Догадалась, что это они унесли ее братца, и побежала их догонять.
Воспитатель. И мы давайте последуем за девочкой. Что же было дальше? Бежала девочка, бежала по лесу и видит ... А что же она увидела?
Дети: Стоит печка.
Воспитатель: Читает загадку про печку: Попало наше тесто в горячее место, попало да не пропало, горячей булкой стало. Дети отгадывают. Показывает сказочную печку из геометрических фигур. Ребята, подумайте из каких геометрических фигур может состоять печка? (Дети отвечают). Предлагаю поделится на 2 команды девочек и мальчиков, возьмите наборы геометрических фигур и выложите на столе печь . Кто быстрее выложит.
Дети на столах выкладывают из фигур сказочную печку.
Воспитатель: проверяет правильность выполнения задания.
Поощряет буквой обе команды: мальчиков и девочек.( О.Л.)
Вызываю по очереди 3 детей для выполнения задания.
Далее воспитатель спрашивает, кого встретила Машенька по сказке. Дети рассуждают. Воспитатель читает загадку: Начинается на Я и кончается на Я, и на каждой ветке - детки. Детки тоже с буквы Я. Дети отгадывают (яблоня
Воспитатель предлагает выполнить задания с рисунком( дерево). Посчитайте сколько яблок на дереве?(8шт.) Каким числом мы можем обозначить количество ябок на дереве?(выбор карточки с цифрой 3, 5, 8). Дети выбирают карточку с цифрой 8.
Воспитатель. Я усложняю задание.Давай те разберем число 8 на два меньших числа. Дети предлагают варианты: 7и1, 6и2, 5и3, 4и4, 3и5, 2и6, 1и7. Подходят по одному ребенку и записывают на мальберте вариант чисел. Спасибо дети!. А теперь я предлагаю расставить арифметические знаки больше, меньше или равно между этими числами. Дети по одному подходят и расставляют знаки. Молодцы справились с заданием, получайте свою букву( О).
Далее воспитатель предлагает вспомнить дальнейшее путешествие девочки. Читает загадку: Тихо между берегами широка и глубока, наполняясь родниками вдаль бежит течет река. Речка нам предлагает порешать задачки (устно). Попробуем?.

1) 6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится.
А скольким сон хороший снится?
(6-1=5)
1) В кружку сорвала Марина
10 ягодок малины,
6 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?
(10-6=4)
2) У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде
Сколько у нее тетрадей?
(5+1=6)
2) Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась -
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
(6+1=7)
3) Ёжик по грибы пошёл
И 6 рыжиков нашёл
3 он положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везёт
На своих иголках ёж? (6-3=3)
3) Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось (4-2=2)
Дети решают задачи.
Воспитатель предлагает составить самостоятельно задачу на сложение. Для начало давайте вспомним из каких структур состоит наша задача? (условие и вопроса). Дети составляют.
Воспитатель поощряет двумя буквами. (Д.Ц.)
Физкультминутка.
Ну , я вижу вы устали,
Все ребята дружно встали.
Мы немного отдохнем
В пляс веселый мы пойдем.
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
И голопом поскачи,
Только друг мой, не спеши.
На носочках ты иди
Спинку ровненько держи.
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки- ножки.
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
Поскакали по дорожке
Быстрые ребяток ножки.

Воспитатель: Смотрите куда это мы пришли? К избушке Бабы Яги!. Висит замок. Как мы сможем открыть? (с помощью ключа).
Воспитатель приглашает детей к столу. Предлагает вылепить ключик из пластилина и украсить его декоративными украшениями, разноцветным песком, крупой, ракушками и тд. По желанию детей. Дети приступают совместно с воспитателем к работе. По окончанию работы воспитатель отдает последнюю букву детям ( Ы). Предлагает сложить буквы. Дети выкладывают все буквы. Читают слово «Молодцы». Воспитатель поздравляет детей с окончанием путешествия и за правильные ответы.