Конспект занятия в старшей группе «Вежливое слово»

Автор: Скичкова Оксана Александровна вкл. .

Цели: Формирование нравственных качеств с помощью устного народного творчества.

Задачи:
 Воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения;
 продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами;
 способствовать проявлению своей индивидуальности;
 формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
 развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;
 развивать речевую и двигательную активность;
 создавать у детей радостное настроение.
Предварительная работа: чтение рассказа Осеевой В.А. «Волшебное слово», знакомство с устным народным творчеством – пословицы и поговорки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, оно волшебное. А волшебное потому, что мы будем говорить о волшебных словах. Мы сейчас друг с другом поздоровались. Что мы пожелали друг другу?
Ответы детей.
– Здравствуй – это пожелание здоровья. Я предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Здравствуй» (стоя)

Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй небо голубое!
-Здравствуй вольный ветерок!
-Здравствуй маленький дубок
-Здравствуй утро!
- Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!

2. Беседа по рассказу В.А.Осеевой «Волшебное слово»
– Ребята, какую роль в жизни человека играет речь?
Ответы детей.
– Правильно, речь необходима для того, чтобы общаться друг с другом, передавать свои мысли, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
– Давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Ответы детей.
– Да, ребята, речь – это все слова, которые мы говорим. Мы сегодня поговорим о словах, о «волшебных» словах. А что это за слова такие волшебные?
Ответы детей.
– Какие вы молодцы, много знаете слов. А какое слово самое волшебное?
Ответы детей.
– Верно, это слово «пожалуйста». И действительно, стоит только вам добавить это слово к какой-нибудь просьбе и человек готов откликнуться на неё. Вспомните мальчика Павлика из рассказа Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово». Как Павлик вёл себя в начале рассказа?
Ответы детей.
– А как нужно себя вести?
Ответы детей.
– Вспомните сестру, брата и бабушку Павлика. Почему они изменили отношение к нему?
Ответы детей.
– Действительно, если что-то попросить грубо, не очень захочется выполнять такую просьбу. А вот если заглянуть в глаза и добавить это самое «волшебное» слово, то в просьбе уже будет трудно отказать. Вы со мной согласны?
– На самом деле волшебных слов очень много, каждое доброе слово – волшебное.

3. Словесная игра «Вспомни пословицу». Знакомство с пословицей
– Я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о красивой и правильной речи. Я начну, а вы продолжите:
* Доброе слово – ключ, … (которым открывают сердца).
– Чему учит эта пословица? (С человеком, который говорит добрые и учтивые слова хочется дружить.)
*Недоброе слово больнее … (огня жжёт).
(Из-за обидного слова бывает очень плохо и тяжело, что даже наворачиваются слёзы)
*От худого слова – … (на век ссора).
(Если мы кого-то обзываем или говорим грубо, то можно поссориться)
*Слово не воробей, … (вылетит – не поймаешь)
(Тот, кто сказал грубое слово, уже и пожалел об этом)
– А ведь бывает и такое, что мы злимся друг на друга, кричим, совсем не задумываемся над тем, что «Доброе слово дом построит, а злое разрушит».
Познакомьтесь ещё с одной пословицей: «Доброе слово дом построит, а злое – разрушит». Скажите мне, пожалуйста, чему учат эти пословицы?
Выводы детей. Нужно следить за своей речью, подбирать слова, когда общаемся друг с другом.
4. Коммуникативная подвижная игра «Мишка».
– Когда вас обидели, очень важно, чтобы рядом с вами был друг, который утешит словом, поможет делом и поддержит вас. Давайте с вами поиграем.
(Дети становятся в круг – чётное количество детей)

На прогулку косолапый,
Вышел Мишка погулять.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты мой товарищ! Без тебя так трудно жить!».
Встретил Мишка наш лисёнка,
И сказал: «Давай дружить!»
Мишка с другом подружился –
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.
Спиночки друзья чесали,
Вправо, влево, вверх и вниз.
И немножко потолкались
Крепко, крепко обнялись.

5. Театральная разминка

У нас в группе есть артисты, они недавно ездили выступать.
Воспитатель спрашивает детей:
«Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?»
Ответы детей: С помощью костюма, причёски, головного убора.
– А ещё, ребята, с помощью мимики и жестов.
– Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица)
– А жесты? (Это движения)
(Грусть, радость, удивление, горе, страх, ужас)
(Воспитатель называет, а дети показывают: здравствуйте, до свидания , иди сюда, тихо, уходи, нет, да, думаю, отстань.)

5. Добрая сказка «Теремок» на новый лад (по ролям)

Подготовка к сказке. Воспитатель приглашает детей, которые участвуют в сказке.
( Маша К., Лера П., Артем М., Настя Г., Полина Т., Максим М.,). Дети начинают рассказывать показывать сказку, используя каждый своего героя.
Ведущий: Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Бежит мышка-норушка. Увидела теремок и спрашивает:
Мышка. Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Нет ни кого. Значит, я буду жить.
Ведущий. Бежит мимо лягушка-квакушка.
Лягушка. Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Мышка. Здравствуйте, я мышка-норушка.
Лягушка. Здравствуйте, а я лягушка-квакушка. Впусти меня, пожалуйста, к себе жить.
Мышка. С радостью, проходи.
Ведущий. Стали они дружно жить вдвоём. Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Заяц. Скажите, пожалуйста, кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Мышка. Лягушка. Здравствуйте, а мы две подружки – Мышка и Лягушка.
Заяц. Добрый день. А я Зайчик-побегайчик. Впустите, пожалуйста, к себе жить.
Ведущий. Стали жить они дружно втроём. А мимо лисичка-сестричка бежала. Спрашивает.
Лиса. Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Ну-ка выходи!
Звери. Здравствуйте. Я Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка, а я Зайчик-побегайчик. А вы кто?
Лиса. А я Лисичка-сестричка, впустите-ка меня к себе жить!
Мышка. Лисичка-сестричка, в нашем теремочке живут только воспитанные звери.
Лиса. Я всё поняла. Я больше не буду грубить. Очень прошу вас, пожалуйста, впустите меня к себе жить.
Звери. Проходи.
Ведущий. Стали они жить дружно вчетвером. Идёт мимо медведь.
Медведь. Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Звери. Здравствуйте. Я Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка, я Зайчик-побегайчик, а я Лисичка-сестричка. А вы кто?
Медведь. А я Мишка-косолапый. Тоже хочу с вами жить.
Лягушка. Извини нас, Миша, но ты здесь не поместишься.
Миша. А если я на крыше жить буду?
Заяц. Мишенька, пожалуйста не полезай на крышу. Ты сломаешь дом и нас раздавишь.
Миша. Но что же делать?
Звери. Не волнуйся Миша, мы наш дом достроим, расширим и будем жить все вместе дружно.
Ведущий.
Стоит в поле теремок, теремок.
Очень, очень он высок, ох высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
Воспитатель. Вот мы и посмотрели добрую сказку, где Миша дом не ломает. Ребята, как уговорили звери Мишу не ломать дом?
Ответы детей: С помощью вежливых и добрых слов.
Воспитатель. Правильно, ребята, не даром говорят: «Доброе слово дом построит, а злое разрушит».
6. Итог занятия
– Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось занятие?
– Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.