Мультстудия как эффективное средство взаимодействия с семьями воспитанников

Автор: Лыткова О.В. вкл. .

Свой первый опыт семейной жизни дети получают, видя отношения их родителей, друг к другу, понимая чувства, настроение близких, копируя поведение. А будет ли этот опыт положительным, зависит от нас – взрослых: родителей, педагогов, социального мира в целом.

Поэтому педагоги детского сада особое внимание уделяют практическому взаимодействию с родителями воспитанников по всем направлениям развития ребенка дошкольного возраста, с целью воспитания нравственных качеств, совершенствованию детско-родительских отношений, сплочения семьи.

В силу быстрой смены жизненных приоритетов утрачиваются многие семейные традиции воспитания детей.

Очень сложно донести до маленьких детей важность и ценность семьи вне семейных отношений. Однако, роль педагога в этом направлении не только важна в работе с воспитанниками, но и в работе с родительской общественностью. В рамках реализации художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста решение задач по приобщению к базовым национальным ценностям, укорененных в семейных традициях, приобретает особую важность вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребёнок впитывает духовно-нравственные позиции своих воспитателей (и родителей, и педагогов, то есть всех окружающих людей, старших по возрасту).

В процессе изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности дети получают уникальный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. На примере художественных образов у ребёнка формируется духовно - нравственная основа.

Родители, активно участвуя в воспитательном процессе, не только повышают педагогическую компетентность, но и пересматривают своё личное отношение к проблеме духовно-нравственного воспитания детей. Ведь цель каждого родителя воспитать достойного гражданина общества, но не всегда взрослые задумываются об эффективных методах воспитания семейных ценностей, традиций, укрепления социального института семьи.

Главная задача детского сада – сохранить душу живую в детях: не погасить в них пытливость ума, непосредственность, интерес к экспериментированию и новым открытиям, помочь стать добрыми, отзывчивыми, неравнодушными людьми, передать опыт старшего поколения.

Именно с помощью мудрости взрослых, передаваемой посредством устного творчества, дети впитывают традиции своего народа, учатся любви к семье, родному краю. Ребенку необходимо научиться ориентироваться, прежде всего, на ценностные ориентиры, которые не поддаются изменениям.

В процессе совместного придумывания сюжета сказки, у взрослых появляется возможность проанализировать проблемы и трудности, возникающие у ребенка и смоделировать наиболее конструктивное решение проблемы. Ведь сочиняя, дети дошкольного возраста описывают простые случаи из жизни, отражая в них жизненные ценности и модели поведения, взаимодействия участников. Выражают через сказку свое желание быть самостоятельным, что-то делать своими руками, стремление проявить или приобрести волшебные качества. Придумывают ситуации, когда желания героя исполняют взрослые (родители, сказочные персонажи).

Однако для современных детей нужны современные формы взаимодействия. Поэтому сочинив сказку, мы предложили детям и родителям создать мультфильм.

С трех лет мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие.

Кроме того, мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа.

Все те минусы от просмотра мультфильмов с экрана телевизора легко превращаются в плюсы при самостоятельном создании мультфильма:

  • Как не крути, портится зрение, особенно при неограниченном сидении перед телевизором, и по времени, и без контроля расстояния, освещенности. – Ребенок не сидит перед телевизором неограниченное время. Он совместно с взрослым придумывает сценарий, декорации, озвучку и тд. А сам мультфильм по времени занимает максимум 5 минут.
  • Ребенок, особенно гиперактивный, тревожный становится еще более неугомонным, сильно перевозбудится, нарушится сон, если будет смотреть долго мелькающие агрессивные мультики с погонями, даже типа «Тома и Джерри». – Придумывая сценарий, взрослый имеет возможность направить фантазию гиперактивного ребенка в нужное русло, а так же предложить ему нарисовать или слепить героев, что снимет излишнюю возбудимость.
  • Вообще, не проходящие строгий отбор родителями мультфильмы в подавляющем большинстве своем агрессивны и страдают размытием понятия положительности/отрицательности персонажей, то есть, если отбора нет, то не удивляйтесь потом неожиданной детской жестокости. – Создавая мультфильм с ребенком – родитель всегда уверен в том , что смотрит его дитя.
  • Ребенок, смотрящий мультики в одиночестве, может начать щелкать по каналам и наткнуться на сцены насилия, которые запросто могут стать для него источником психотравм и неврозов. – Собственный мультфильм ребенок всегда будет смотреть в окружении множества друзей, так как ему хочется рассказать о своих успехах им.
  • У детей еще нет критичности, они безоговорочно доверяют навязчивой рекламе, и хорошо, если это будут только игрушки или сладости. – Полое отсутствие рекламы.
  • Пассивное восприятие информации ограничиваютразвитие речи, навыков коммуникации, если с ребенком не обсуждать сюжеты из любимых мультиков, то возможны и трудности с пониманием, неправильные выводы о желаемом поведении в обществе. – Активное восприятие информации, так как ребенок является и режиссером, и сценаристом, и декоратором, и фотографом, и тд.

Воспитательный процесс в нашем детском саду построен так, чтобы ребенок бесконечно удивлялся и радовался. Без радости немыслимо воспитание и развитие, радость должна быть следствием каждого занимательного дела, каждой встречи с детьми.

Ёжик