Мастер-класс. Лэпбук по экологии «Мир природы»

Автор: Мотовичева Е.А., Скичкова О.А. вкл. .

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка), - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

         Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку в соответствии с желанием организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где каждый ребенок выполняет посильное задание.

5. Это просто интересно, в конце концов!

Создание лепбуков в нашей совместной с детьми работе помогло закрепить и систематизировать ранее изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

         Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

         Одним из плюсов применения лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работают дети, дает им возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

         Таким образом, лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания по экологии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

         Цель создания нашего пособия является: знакомство детей с природой нашей страны, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

- расширение и систематизацию знаний о растительном и животном мире нашей страны;

- воспитание любви к природе, восприятие её красоты и многообразия;

- развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков;

- воспитание чувства гордости, любви, ответственности за родную природу.

         Содержание.

         Лэпбук «Мир природы» включает в себя ряд рубрик.

         Центральное полотно: включает в себя дидактические игры по многообразию растительного мира.

         Дидактическая игра «Деревья и кустарники».

Цель: расширять и обогащать знания детей о деревьях и кустарниках, знакомить с их особенностями произрастания, отличия и сходства.

Варианты игры:

         «Разложи хвойные и лиственные деревья».

         «В чем сходство и различие деревьев?».

         «С какой ветки детки?»

         Дидактическая игра «Ягоды и грибы».

Цель: закрепить знания детей о ягодах, местах произрастания, целебных свойствах.

Варианты игры:

1. В лесах растёт много ягод. Задание называется “Из чего сок и варенье?” Раздаются  картинки с изображением ягод и  дети должны сказать, какой сок или какое варенье получается из этой ягоды.

         Клюквенный – клюквенное

         Брусничный – брусничное

         Черничный – черничное

         Голубичный – голубичное

         Костяничный – костяничное

         Малиновый - малиновое

2. «Угадай, где растет?»

         Дидактическая игра «Собери лукошко».

Цель: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым. Учить объяснять, как правильно собирать грибы.

         Левое полотно лэпбука включает в себя серию дидактических игр про птиц: перелетных, зимующих и кочующих; образе жизни, среде обитания.

         Дидактическая игра «Найди, где живет птица?»

Цель: учить детей узнавать и называть перелетных птиц, обитающих в разных экосистемах (лес, луг, болото, озеро). Развивать умения детей устанавливать причинно – следственные связи (приспособление птиц к условиям обитания). Воспитывать интерес к перелетным птицам, формировать положительное эмоциональное отношение к ним.

         Содержание игры.

         В наборе 4 больших карты с изображением леса, луга, озера, болота и маленькие карточки с изображением перелетных птиц. Надо разложить маленькие карточки с птицами по средам обитания.

         Дидактическая игра «Назови птицу».

Цель: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, узнавать и называть зимующих птиц, развивать познавательные способности.

         Дидактическая игра «Улетает — не улетает».

         Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.

         Дидактическая игра «Необычные птицы».

Цель: дать детям представление о кочующих птицах, их особенности жизни; развивать познавательный интерес.

Правое полотно лэпбука включает в себя серию дидактических игр про животных.

         Дидактическая игра «Плавает, бегает, летает».

Цель: закрепить знания о животном мире. Учить распределять животных по способу передвижения и помещать их в нужную среду обитания. 

         Материал: 3 разноцветных панно – небо, вода, земля; небольшие изображения животных, рыб, птиц.

         Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Цель: закрепить знания детей об особенностях жизни животных, их жилищах; развивать познавательный интерес, мышление.

         Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

         Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: учить детей определять лишний объект, объяснять свой выбор;  развивать мышление, внимание (дикие и домашние животные).

         Дидактическая игра «Угадай, кто?»

Цель: учить узнавать животных по описанию внешнего вида, повадок, особенностях обитания; развивать логику, внимание.

Материал: картинки животных.

1.       Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)

2.       Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

3.       На нем громадные рога, ему природа дорога.

4.       В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит... (лось)

5.       Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)

6.       Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.

7.       Знают все, кому не лень, это - северный ... (олень)

8.       Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)

9.       На свинью похож он очень

Но в щетине в шерсти точно.

Два клыка торчат из пасти,

Да к тому же он всеядный. (кабан)

10.     Из малых кошек из пятнистых.

А на ушах, представьте, кисти.

Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”

Она ведь хищник грозный..... (рысь).

11.     Хищный зверёк, чуть по больше хорька,

Светло-коричневый мех у зверька,

Днём озорница, в тайге не ленится,

Прыгает с ветки на ветку.......(куница)

12.     Работящие зверьки строят дом среди реки.

Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)

13.     Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)

14.     Пять полосок на спине, ушки на макушке

Есть защёчные мешки, в них ношу продукты.

Почки, жёлуди, грибы очень обожаю

И запасы на зиму в норке оставляю (бурундук)

15.     Трусоват лесной красавец. Догадались это .... (заяц)

         Если перевернуть полотно, то мы оказываемся в мире сказки «Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево».

Цель: показать в сказочной форме один из круговоротов воды, связанный с растениями.

Декорации: облако, туча, озеро в зарослях рогоза или тростника, радуга, дерево, несколько капелек, среди них три - крупнее и с лицом.

Ход сказки: рассказывая сказку, размещайте на фланелеграфе то, о чем идет речь в сказке.

Жила-была дождинка в дождевом облаке. Она плыла высоко в небе в родном облачке и думала о том, как напоить деревья и травы.

Облако медленно плыло по небу, все росло и темнело, и вот, наконец, пролилось дождем. Упала дождинка над опушкой леса.

Сначала она оказалась на гладком зеленом листке. От ударов, дождевых капелек он качнулся, задрожал, и капелька скатилась вниз, на следующий лист. Так, падая все ниже и ниже, она упала на землю и сразу впиталась в сухую почву, - давненько не было дождя, и земля на опушке леса даже потрескалась.

Скользит капелька между сухими комочками и думает: «Что же со мной, куда же я попала, смогу ли я когда-нибудь вернуться в родное облачко, увидеть синее небо и золотое солнышко?».

А вокруг-то столько интересного, уже и небо вспоминать некогда! Вот навстречу капельке пробираются земляные черви: она вниз, а они наверх. Скорей-скорей, вода заливает, дышать нечем! Вы, наверное, видели, как много земляных червей скапливается после дождя на поверхности почвы - их даже называют дождевыми! Это дождь выгнал их из сухих подземных норок.

Вот капелька провалилась вдруг в какой-то туннель - здесь крот-строитель прорыл себе подземную дорогу. А сколько в земле живет меленьких жучков, паучков, каких-то крошечных, едва различимых глазом живых существ! И все они копошатся, кто-то кого-то ловит, кто-то что-то строит, кто-то куда-то спешит...

Ой, а это что за странные длинные нити?

Только успела дождинка это подумать да придвинуться к нитям поближе, чтобы рассмотреть получше, как очутилась внутри них! Это были тонкие волоски, расположенные на корнях дерева, но дождинка этого, конечно не знала. Она почувствовала, что поднимается вверх - ведь до этого она все время двигалась вниз. Она спешила вверх вместе с другими капельками дождя, попавшими в почву. Дерево уже совсем высыхало от жажды, ведь давно не было дождя, и теперь жадно тянуло корнями воду. Все вверх и вверх: сначала по толстым каналам внутри ствола, потом по средним внутри веток - И, наконец, по тоненьким жилкам листа. Увядшие от жары листья расправлялись, напоенные водой, а капелька, доплывшая до конца самой тоненькой жилки крошечного листа на макушке дерева, вдруг увидела и небо, и солнце, и родное облачко в вышине. Только оно истаяло, стало маленьким и еле видимым. Теплый солнечный луч коснулся капельки, и она превратил ась в пар и полетела вверх, к своему облачку.

Литература

1.         Ю.А. Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников», Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г.

2.         М.П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках», Волгоград, издательство «Учитель», 2014 г.

3.         И.А. Холодова, Г.С. Александрова, А.В. Корнеева «Экологические подходы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО», Волгоград, издательство «Учитель», 2016 г.

4.         З.Ф. Аксенова «войди в природу другом»,Москва, издательство «ТЦ: Сфера»,2011 г.

5.    Г. А. Фадеева – «Экологические сказки», пособие для учителей 1-6 класс Волгоград: Учитель, 2003. - 57 с.