Применение художественно-эстетических средств в экологическом воспитании дошкольников

Автор: Лазарева Оксана Сергеевна вкл. .

 

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать у детей основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, помогающие ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, можно утверждать, что применение художественно-эстетических средств в формировании у детей гуманного отношения к природе особенно эффективно. Это связано с тем, что чувства сострадания, сопереживания, успешно стимулирующиеся, проявляющиеся и развивающиеся в процессе различных видов художественно-эстетической деятельности, определяют действенное отношение детей к природе. Это выражается в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (конечно речь идет о животных, растениях и т.д.). Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Дети любят и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление.

Дети жаждут ярких впечатлений.

Художественные средства помогают направить внимание ребенка на самые красивые и завораживающие явления природы и их таинственную целесообразность. Художественные произведения – это неистощимый источник описания природы. Детей привлекают легкие шуточные стихи и песни о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, попевки, потешки, прибаутки, народные игры, отражающие различные природные явления. Детям интересны сказки песни о животных.

Различные виды художественной деятельности: художественная литература и театр (как раз театр и позволяет «войти в жизнь другого существа изнутри»), музыкальная и изобразительная деятельность и прежде всего художественные произведения о природе вызывают самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников от восприятия природных объектов, глубоко воздействуют на чувства детей.

Кроме того, в произведениях искусства содержится эмоционально окрашенная информация о природных объектах и явлениях, о признаках, повадках и характерных особенностях различных животных, что способствует приобретению детьми знаний о них.

Театральные игры, праздники и развлечения экологической направленности также обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников. Они помогают детям увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

В заключение отмечу, что специфика искусства дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Результатом же экологического воспитания с использованием художественно-эстетических средств будет выступать высокий уровень сформированности эстетического отношения к миру природы в жизни и в искусстве, как важная составляющая экологической культуры личности.

Литература.

1. О.В.Гончарова, к.п.н., доцент. Волгоградский государственный социально-педагогический университет. г. Волгоград