Конспект исследовательской деятельности "Игра света и тени""

Автор: Кудряшева Н.А. вкл. .

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Формирование представлений детей о свойствах света и тени.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами света и тени;
  • Развивать стремление к поисково — исследовательской деятельности; мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • Способствовать воспитанию интереса детей к деятельности сверстников, развивать умение детей взаимодействовать в команде.

Методы и приемы:

- практические: Изображение теней на стене с помощью рук, «Планетарий» на потолке, рисование по контору;

- наглядные: теневой театр «Колобок», рассматривание портрета;

- словесные: игра «Мы с тобой – одна семья», беседа «Что делать, если отключили электричество? Фонарик», «Силуэт», озвучивание сказки «Колобок».

Оборудование: ширма, театр теней «Колобок», панели с отверстиями (обшитые тканью), листы формата А3 (2 шт.), фломастеры, фонари, «волшебная коробочка», мольберты, альбом теневых игр.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Гаснет свет.

Егор звонит по телефону другу (идет диалог):

- Привет! У меня свет погас!

- Где погас? (друг)

- В квартире! Что делать?

- Ну займись чем-нибудь, я скоро приду! (друг).

- Хорошо, буду ждать! Приходи побыстрее…

Разворачивается действие:

Ребенок берет фонарик, начинает светить на стену (в любое место), подставляет руки под свет, пытается что-то изобразить руками. Кладет фонарик на стул и начинает показывать животных на стене.

Раздается звонок. Ребенок бежит открывать дверь, приходят друзья мальчика и воспитатель (одновременно зажигается свет).

Идет диалог:

- Вот видишь, как все просто, а ты напугался, пробки выбило!

- Я не напугался, я вот что придумал! (Выключает свет и начинает показывать всем разных зверей, гости удивляются).

- Это хорошо, Егор, ты нашел чем себя занять!

Зажигается свет.

А вы знаете, в далекие времена, когда не было ни света, ни телевидения, люди развлекались с помощью теневого театра: зажигали факел и на фоне белой ткани смотрели теневой театр. Раньше любили смотреть страшные постановки, но вы еще маленькие и вам лучше смотреть что-то доброе и совсем не злое.

- Ребята, может попробуем свою сказку показать, посмотрите, в моем волшебном сундучке есть одна интересная сказка, которая называется «Колобок», выбирайте себе героев (показывают сказку «Колобок»).

Выключается свет

Включается музыка «В гостях у сказки» (играет тихо на протяжении всей сказки).

Сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит: - Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял, да и покатился - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:

- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше - только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
- Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…
А лиса его - ам! И съела!

Включается свет.

Воспитатель: Вот как много занятий можно придумать без света.

Посмотрите, что я собой еще взяла (показывает панель с дырками (созвездия) обклеенную тканью, включает фонарь и подставляет фонарь под панель, созвездие высвечивается на потолке).

- Как думаете, что это такое?

 Ответы детей.

- Я вам всем принесла фонарики и такие панельки.

Выключается свет (играет мелодия «Космос»).

- Предлагаю всем посмотреть на свое созвездие! Ребята это наше с вами ночное небо! Да это целый планетарий! Какие интересные занятия можно придумать с фонариками, сидя дома, обязательно расскажите об этом своим родителям!

Включается свет.

- Хочу рассказать еще одну историю!

Когда-то, очень давно, жил во Франции министр финансов по фамилии СИЛУЭТ.

ОН был очень жадный!

И его раздражало, что все его современники, то есть те, кто жил в его городе, заказывали себе портреты.

Что такое портрет? (ответы детей)

Стоил портрет очень дорого.

И для этого люди долгое время копили деньги, чтобы заказать себе портрет.

Министр финансов подумал, подумал и решил: не надо ходить к художникам, а нужно взять белый лист бумаги, прикрепить его к стене, встать в профиль, осветить человека ночником, чтобы человек отразился на листе и потом, контуры лица, головы обвести на бумаге карандашом, но только не шевелиться, а то может не получиться ровный контур. После того, как обвели контур, сняли лист, закрашивали черной краской внутри этого контура, получался профиль, где человек был похож на себя.

Этот портрет был не дорогой, и люди, с удовольствием делали себе такие портреты.

И стали называть их по фамилии этого министра финансов СИЛУЭТ.

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать сделать ваши портреты. Давайте выберем того, чей силуэт будем рисовать, художников и самых ответственных, которые будут держать фонарики и освещать заказчиков портрета.

Стоят мольберты, на них прикреплены ватманы, ребенок садится на стул рядом с мольбертом, другой держит фонарик, а 3 ребенок держит фонарик.

Воспитатель: Теперь останется только закрасить все черной краской и подождать пока она высохнет, но сделаете вы это дома со своими родителями, и научите их делать портреты.

Предложите сделать такие портреты вашим родителям и друзьям, и я думаю, вы здорово проведете свое время вместе с родными. А нам, пора Егор. На память хочу подарить тебе вот такой альбом теневых игр, будете вечерами устраивать театрализованное представление и звать нас к себе в гости. Хорошо? Договорились! До встречи Егор.