«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ФГОС в ДОУ»

Автор: Запитецкая Елена Васильевна вкл. .

С 01.01.2014г. вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования:

Стандарт - минимальная система требований, которую нужно обеспечить, минимальный уровень, которому надо соответствовать.

Стандарт дошкольного образования - это характеристика минимума условий, при которых те или иные достижения становятся возможными.

Стандарт разработан на основании Конституции  РФ и Конвенции о правах ребенка и рассматривает детство как значимый период сам по себе, а не подготовительный к следующему периоду - обучения в школе, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

    Стандарт направлен на решение многих задач. Самая первая задача и самая важная в развитии детей дошкольного возраста это:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме; закаливании, при формировании полезных привычек и др.

Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:

  1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
  3. Построение образовательной деятельности на взаимодействия взрослых с детьми; ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности.
  5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичиских для них видах деятельности.
  6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  7. Защита детей от всех форм психического и физического насилия.
  8. Поддержка родителей(законных представителей) в воспитании детей, охрана и укрепления их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка тесно связаны друг с другом и проблемы по их сохранению, необходимо решать комплексно и неразрывно. Физическое здоровье – это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложения, состояния двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье – это эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т.д.

Физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Такой подход способствует более успешному решению остальных образовательных задач:

- формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при использовании спортивным инвентарем;

- создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержке, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;

-привлечение детей к расстоновке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования;

-активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.) , организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знаний об окружающем (имитация  движений животных, труда взрослых.)

- побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания.

- организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок, сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек.

- привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения, использование на занятиях изготовленных детьми элементарных пособий (флажки, картинки, мишени для метания).

- организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение, проведение спортивных игр и спортивных соревнований под музыкальное сопровождение, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.