Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы
«Транспорт»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Закрепить знания детей о видах транспорта: наземный, водный, воздушный.
Задачи:
- сформировать представление детей о понятие «транспорт»;
- закрепить знания детей о видах транспорта - наземный, водный, воздушный;
- расширять знания детей об особенностях строения автомобиля, самолета, корабля, ракете, месте передвижения транспорта - земля, вода, воздух; о назначении транспорта; о названии профессий тех людей, которые им управляют.
- формировать интерес к технике.
- формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность.
- развивать умение, отвечать на вопросы полными предложениями.
- стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание,
- формировать умение употреблять обобщающее слово- «транспорт»;
- расширять активный словарь детей в соответствии с лексической темой «транспорт»: автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, пилот.
- приобщать детей к музыке и двигательной активности.
Методы и приемы.
-практические (физкультминутки,сюрпризный момент- подвижная игра,
дыхательная гимнастика).
-наглядные (рассматривание карты, показ, слушание музыки.)
-словесные (беседа, объяснение, загадывание загадок.)
Материалы и оборудование.
Герой-Лисенок (игрушка); лист ватмана - карта с заданиями, воздушный шарик, письмо, мольберт, детали ракеты из цветного картона, бассейн надувной, бумажные кораблики, автобус, сооруженный из стульчиков, руль, горы, сделанные из спортивных стоек, накрытые коричневой тканью, музыка из песни « Мы едем, едем в далекие края...», «обратный отсчет и взлет космической ракеты.»
Формы организации совместной деятельности.
1.Двигательная: подвижная игра «Мы едем, едем в далекие края..», игровое упражнение «Ждут нас быстрые ракеты...».
2.Игровая: сюжетная игра, дидактическая игра, дыхательная гимнастика
«Ветер надувает паруса».
3.Коммуникативная: беседа, отгадывание загадок.
4.Музыкальная: слушание музыкального произведения.
5.Логика образовательной деятельности.
Ход занятия:
Ребята к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг. Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки
возьмемся и друг другу улыбнемся. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг
другу и у всех будет хорошее настроение.
Влетает воздушный шарик.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это такое? (Дети отвечают-воздушный шар.)
Посмотрите, какой он необычный. Что же нам принес воздушный шар (письмо).
-Давайте ребята прочитаем письмо:
Дорогие ребята! Я вас приглашаю с собой в космическое путешествие.
Но у меня по пути потерялись детали от ракеты. Помогите мне их найти, чтобы построить ракету. Поможет вам в поисках карта.
С уважением, Лисенок!
-Ребята, а я думаю, откуда у нас появилась карта в группе? Оказывается это
лисенок оставил.
-Давайте рассмотрим карту. Сейчас мы с вами находимся где? (в детском саду).
-А куда нам нужно добраться? (до моря).
-А как мы будем с вами добираться до моря? (по дороге). И найдем часть ракеты-иллюминатор. Сначала мы с вами поедем по дороге, доберемся до моря и найдем дверь ракеты, переплывем море и доберемся куда? (до гор). И найдем корпус ракеты. Из деталей построим ракету. И отправимся обратно в детский сад.
-Вы готовы отправляться в путешествие? (Да)
Игровое упражнение: «Мы едем, едем в далекие края.....»
-Мы с вами определили по карте, что сначала нужно ехать по дороге.
-Где находится дорога? (на земле).
-Какой транспорт движется по дороге? (наземный).
-Какой наземный транспорт вы знаете? (ответы).
-На чем же мы с вами можем поехать? (дети перечисляют и останавливаются на автобусе).
-Кто управляет автобусом? (водитель).
-А знаете ли вы, из каких составных частей он состоит? Как называется та часть автобуса, где сидит водитель и управляет автобусом? (кабина).
-Где сидят пассажиры? (салон).
-Без какой части автобус никогда не поедет? (без колес).
-А теперь все вместе прокатимся в автобусе. (дети проходят к автобусу, сооруженному из стульчиков) На одном из стульчиков лежит письмо. - Ребята вот мы и нашли одну деталь ракеты. Что это? (иллюминатор).
-Кем мы будем в автобусе (пассажирами).
-А как пассажиры должны себя вести в автобусе? (ответы).
-Я буду говорить, а вы отвечайте. Автобус от остановки (отъехал), к другой остановке (подъехал). Затем на небольшую горку (заехал). И вместе с нами мост(переехал). Он быстро в тоннель (заехал) и оттуда на море (приехал).
-Посмотрите, какое широкое, глубокое море.
-Ребята посмотрите еще одно письмо.
-И в нем ещё одна деталь ракеты.
-Как она называется? (дверь)
-Ребята, а автобус по морю поедет? (ответы).
-На чем же нам перебраться через него? (ответы). Правильно.
-Где плавают лодки, корабли? (ответы)
-Значит это какой вид транспорта? (водный).
-Что больше корабль или лодка? (ответы)
-Из чего состоит корабль? (нос, корма, палуба, мачта, каюта, штурвал,
иллюминаторы).
-Что есть у лодки? (весла)
-Если лодка из металла, то она какая (металлическая)
-Если лодка из дерева, то она какая (деревянная)
-Если на теплоходе две палубы, то он какой (двухпалубный)
-Ребята давайте поможем нашим корабликам переплыть море.
Дыхательная гимнастика. «Ветер надувает паруса».
Детям предлагается подуть на кораблики - ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра-дыхания.
Вот мы и переплыли море, но что же мы видим - высокие горы. Каким же
транспортом воспользуемся теперь?
- Я буду загадывать загадку. А вы отвечайте.
-Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. А груз и людей везет (самолет).
-А где самолеты летают? (в небе)
-К какому виду транспорта относится самолет (воздушный)
-Какой воздушный транспорт вы знаете? (ответы детей)
-Кто управляет самолетом? (летчик)
-Кто управляет вертолетом? (вертолетчик)
-Какие вы знаете составные части самолета? (нос, хвост, крылья, шасси,
иллюминаторы, кабина.)
-Ребята, а чем отличается самолет от вертолета? (пропеллер, крылья-лопасти
вращаются).
-Смотрите ребята еще одно письмо нашли. Как называется эта деталь? (корпус).
Вот мы и собрали все части ракеты. Пора отправляться в обратный путь в детский сад.
Игров. упражнение: «Ждут нас быстрые ракеты для полета на планеты, на
какую захотим на такую полетим. «Внимание - взлет». И наша ракета
помчится вперед. Обратный отсчет-5,4,3,2,1. Звучит музыка «Космос»
-Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята понравилось вам путешествовать.
-На каком виде транспорта вы сегодня путешествовали?
(ответы детей)