Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Тайна нашего имени»
Цель: помочь детям в самопознании своего имени. Активизация творческого потенциала.
Задачи:
- Создать условия для вхождения в воображаемую игровую ситуацию.
- Помочь ребенку в познании и принятии собственного имени.
- Закрепить у детей представление о собственном имени и отчестве.
- Формировать представления о том, какие имена были раньше, в старину.
- Активизировать словарь детей новыми словами, обозначающими старинные имена.
- Содействовать развитию дружеских отношений к окружающим людям.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми об именах, происхождении имени.
- Чтение стихотворений об именах.
- Рассматривание семейных альбомов.
- Беседа о женских и мужских именах.
- Игры: «Комплименты», «Раз, два, три, ласковое имя назови»
- Рассматривание альбомов с изображениями людей разной национальности, рассказ воспитателя об именах людей разной национальности.
Ход занятия:
Приветствие детей.
- Здравствуй, солнце!
- Здравствуй, земля!
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Здравствуй, я! (дети стоят в кругу.)
- Я рада вас видеть. Ребята, вы любите путешествовать, фантазировать, играть?
(Вдруг раздается шум грома и стук в дверь)
- Ой, что это было? Даже немного страшно стало. А вам? Покажите, как вы испугались (мимическая зарядка)
- Интересно, что это было. Ребята, вы постойте, а я посмотрю.
(Воспитатель выглядывает за дверь, там лежат конверты)
- Странно, тут какие-то конверты….
(Неожиданно раздаётся звонок по мобильному телефону)
- Извините дети и взрослые. Мне звонок.
(имитация разговора по телефону)
- Дети, я вынуждена вам сообщить неприятность. Звонила Фея страны Вообразилии – это оказывается мимо пролетал Змей Горыныч. Он похитил наши имена.
- Что же делать? Мне кажется, что я уже не помню своего имени. А вы? (Ответы детей)
- А вы уверены, что это ваше имя? (Ответы детей)
- Почему же Змей-Горыныч похитил имена?
Может он хочет проверить:
- подходит ли нам наше имя
- любим ли мы его
- дорожим ли им
- знаем ли мы все тайны имени.
- Ребята! Кто желает спасти своё имя? (Ответы детей) Фея страны Вообразилии сказала, что можно спасти своё имя, если всё о нём узнать, полюбить его. Я предлагаю вам, ребята, отправиться в страну Вообразилия, чтобы узнать тайны наших имен.
Физминутка «Путешествие»
Мы идем цветущими лугами (ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Шаг за шагом потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба).
- Вот мы с вами и добрались до страны Вообразилии. Ребята Фея сказала мне, что чтобы вернуть свои имена вы должны выполнить много трудных и сложных заданий. Эти задания находятся вот в этих конвертах, которые оставил нам Змей Горыныч.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы с вами справимся с заданиями? Давайте присядем на полянке. И откроем первый конверт. Здесь, ребята, записка с вопросом: может ли человек жить без имени? Почему? (ответы детей: человек без имени жить не может, потому что к нему не смогут обратиться другие люди, он не сможет сам представиться.)
Воспитатель: У каждого человека должно быть имя.
Воспитатель: а кто дает имя человеку? Кто дал имя тебе? А тебе? Да, правильно. Ребёнок родился, и семья (мама, папа, бабушка, дедушка) даёт имя малышу, желая ему любви, надежды, веры. В семье хотят, чтобы ребенок был счастливым, милым и добрым. Имя – это пожелание, напутствие родителей маленькому человеку, который только начинает жить.
- Ребята, а что можно сказать о человеке, зная только его имя? Правильно, девочка это или мальчик.
А еще что можно сказать? Послушайте имена – Сулико, Зухра, Вано. Конечно, откуда человек родом, какой национальности.
Я расскажу вам, как давным- давно на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Надежда, Вера, Любовь — все это древнерусские имена. До того, как на Руси появились имена, привычные для нашего слуха, - Мария, Иван, Ярослав, Ольга, - родители могли назвать ребенка по внешнему виду (Черныш, Чернава, Белуха, Беляй), по порядку рождения (Перва, Вторак, Третьяк), по манере поведения ребенка (Бессон, Забава, Молчан, Несмеяна) и даже по названию какой-либо вещи.
2 конверт. Ребята, пора открывать следующий конверт с заданием. Отгадайте загадку из стихотворения.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке- копеечку,
Марусеньке- копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку,-
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
Воспитатель: Кто ответит на вопрос Кондрата, сколько копеечек бабушка дала? (Почему ты так думаешь?)
Правильно, только одну копеечку, т.к. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка- это одна и та же девочка.
-Молодцы, ребята! А сейчас давайте немного разомнемся.
Физминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети выпрямляются).
“Полянка ласки и нежности”
- Ой, ребята, посмотрите какая замечательная полянка. Она называется «Полянка ласки и нежности». Так и зовёт нас отдохнуть. Давайте присядем на цветочки, накинем на плечи платочки, завернемся в них, закроем глаза и представим, как мама шепчет нам на ушко ласковое имя.
(Приём “Обволакивание” - платочки – завернуться ими, как будто мама обняла – закрыты глаза, мама шепчет ласковое имя.)
- Откройте глаза, скажите, как вас мама ласково назвала?
- Вот сколько ласковых имен!
Воспитатель: Ребята! Давайте вернемся на наши пенечки. Пора открыть следующий яркий конверт.
Воспитатель: Интересно, что лежит в этом конверте? Ребята, это фотографии. (Воспитатель достаёт из конверта свои фото разных отрезков жизни).
Воспитатель: Имя идёт с человеком по жизни. Мы растём и с нами растёт наше имя. Так было и со мной. Это было так давно…
В одной семье родилась на свет маленькая девочка. Родители назвали её – Гульназ. Девочку ласково называли: Гульназка, Гулечка, Гуленька. Она росла весёлой и доброй. Когда она подросла и стала ходить в школу, друзья звали её Гульназ, Гуля. Сейчас она уже взрослая, работает в детском саду воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как? Гульназка. Мои друзья - Гульназ. А в детском саду я для всех Гульназ Наильевна. Ребята, посмотрите, здесь у нас есть фотографии ваших мам и пап. Кто хочет рассказать о них? Как их зовут? (рассказы детей).
Когда вы вырастите, имя ваше тоже «подрастет».
У нашего Коли полное имя Николай. У Стаса -Станислав. У Кати – Екатерина. (Ещё несколько имён разобрать).
Воспитатель: Когда вы станете взрослыми, вас станут называть по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Если моего папу зовут Наиль, то я Наильевна. Если папу у Коли зовут Дмитрий, то и будет он Николай Дмитриевич. Подумайте, как будут называть вас? (назовите своё имя и отчество).
Воспитатель: Ну, что открываем следующий конверт?! Тут написано «Тайна наших имен». Ребята, оказывается каждое имя что-то означает. Вот моё имя - Гульназ означает – нежный цветок. А вы знаете, что означают ваши имена? (ответы детей). У Сони полное имя Софья- означает мудрость, мудрая. Вика – Виктория – победа, победительница. Даша (Дарья) – сильная, побеждающая. Катя (Екатерина) – чистая, истинная. Коля (Николай) – победитель народов, победа людей. Стас (Станислав) – славнейший, стать славным. Назар – дальновидный, пристальный взгляд. Семен – услышанный, услышавший.
Ребята, давайте сейчас поиграем с вами в игру «Комплименты» и скажем друг другу много приятных слов.
Игра «Комплименты»
(Дети водят хоровод, произносят слова. Ведущий стоит в кругу с закрытыми глазами. Отгадывает по голосу, кто ему подарил комплимент)
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
Воспитатель: А дальше на пути у нас станция «Мастерская художника».
Воспитатель и дети подходят к столу. Давайте присядем, посмотрите это наши медальоны, которые мы делали из соленного теста. А кто знает, что такое медальон? Делается он в виде плоской коробочки. Как правило, форма — круглая или овальная, изредка — прямоугольная или более сложная. Верхняя сторона коробочки может быть отполированной, или же украшается гравировкой. Внутри помещается миниатюрный портрет, талисман. Носят медальон, как правило, на шее на цепочке, шнурке или на ленте.
Медальоном может называться и небольшой портрет, или вообще рисунок, имеющий круглую или овальную форму и оправленный рамкой. Иногда такие медальоны могут иметь ушко, для того, чтобы вещь можно было носить на цепочке или на шее. Давайте мы с вами украсим наши медальоны, нанесем узоры. А наносить узор мы с вами будем не обычным способом, а гусиными перьями. Раньше в старину не было ручек, писала тогда перьями. Давайте приступим.
Молодцы, ребята, очень красивые у нас получились медальоны. Когда они высохнут, мы с вами проденем в них шнурки, и их можно будет носить на шее.
(Неожиданно раздается телефонный звонок).
- Снова звонок, извините, я отвечу. (имитация разговора по телефону).
Ребята! Это снова звонила Фея. Она сказала, что Змею Горынычу очень понравились наши медальоны и то как мы с вами справились с заданиями. За это он вернул нам наши имена.
Вывод: Я рада, что вы полюбили своё имя, много теперь о нём знаете. Желаю им дорожить всю жизнь и украшать его красивыми делами.