Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Автор: Лазарева О.С. вкл. .

 «Цветок дружбы» 

Цели:

-Уточнить и расширить знания о дружбе, друзьях.

-Закрепить с детьми секреты дружеских взаимоотношений.

Воспитание нравственных качеств: умение дружить и беречь дружбу, взаимопомощь и добросердечность, иметь много хороших и добрых друзей.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать познавательный интерес, любознательность, сообразительность. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие,

Развивать умения вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения, развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

Развивать интонационную выразительность речи, умение привлечь внимание слушателей, высказывать свои мысли, слушать товарищей.

Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, чтение сказок о дружбе, чтение пословиц о дружбе, разучивание стихов о дружбе.

Методические приёмы:

Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.

Наглядный – перевоплощение, показ иллюстраций.

Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.

Игровой - динамическая пауза «Не сердись-улыбнись!», игра с мячом «Добрый мяч»,

Рефлексия- биение сердца

Материалы и оборудование: письмо от старухи Шапокляк, большой объёмный цветок, лепестки и смайлики-логотипы, магнитофон, кукольный театр, ширма, мяч, (всё для игры «Добрый мяч») разрезные картинки, сердце, тарелочки двух цветов, сердечки, воздушные шары для украшения группы.

Форма проведения НОД: игровое, познавательное.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Мотивационно-ориентированный этап. Организационный момент.

(Дети входят в нарядно украшенную шарами(сердцами) в группу.)

В:-Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернёмся

И все вместе улыбнёмся

И скажем, друг другу «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Сюрпризный момент:

- Ребята, я сегодня утром получила письмо, адресованное нашей группе «Солнечные лучики» (Воспитатель показывает детям конверт)

-отгадайте, от кого (по картинке на конверте дети узнают от кого)

Д: - от старухи Шапокляк

В: Вот послушайте, что она пишет:

-«Здравствуйте, дорогие ребята, группы «Солнечные лучики». Мне очень грустно. Почему я всегда одна и одна? Со мной никто не играет, доброго слова не скажет, все на меня обижаются….

В:- Как вы думаете, почему Шапокляк всегда одна? Почему с ней никто не дружит? (ответы детей).

(продолжает читать письмо) я не знаю, что такое «дружба» и кто такие «друзья»? Я не знаю, что мне делать? Как мне быть? Может, вы мне поможете?»

В: - Ну что ребята, поможем старушке?

(ответ детей)

В: - Я вам предлагаю порадовать старушку Шапокляк и подарить ей вот этот удивительный цветок, а чтобы распустились все его лепестки, мы должны будем разгадать все секреты дружбы, чтобы ей легче было найти друзей.

Основная часть

Поисковый этап. Планирование дальнейшей деятельности.

В: - Ребята, а кто знает, что же такое дружба?

(дети читают стихи о дружбе, отвечают на вопрос)

В: Правильно ребята  Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

Посмотрите на цветок, мы раскрыли сразу два секрета дружбы: ВСЕГДА ЗДОРОВАТЬСЯ И БЫТЬ ПРИВЕТЛИВЫМ и дарить друзьям свою улыбку.

Давайте поиграем с вами в игру «Не сердись, улыбнись!»

В.: Смотрите,  сколько в нашей группе красивых шариков и они нам улыбаются. Давайте возьмем эти шарики и подарим гостям, подарив свою самую добрую и приветливую улыбку. Передавая шарики гостям, мы улыбнемся им и скажем «Не сердись, улыбнись».

Ну, что ж, продолжим отгадывать секреты дружбы. Присаживайтесь на подушечки.

В:- Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?

- Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)

- Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделиться чем – то, или хотите заниматься одним и тем же.

Д: Не ссорься с друзьями, стараться играть дружно.

-Хотите посмотреть, что произошло на лесной поляне с двумя друзьями?

(кукольный театр)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош!»

В: - Что произошло, что они не поделили? (ответы детей)

- Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?(ответы детей)

-Как помирить Мишку и Ежика?

- А что нужно сделать, чтобы помириться?

Д: - играть в мирилку.

В: Давайте вспомним, как мы миримся и покажем:

(повернитесь друг к другу лицом и покажите, нам как вы умеете мириться)

В:  Молодцы ребята, а сейчас я, предлагаю вам самим попробовать рассказать эту историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и Ежик смогли договориться. (рассказ детей)

В: Умей уступать и не жадничать! Вот еще одно правило дружбы. Посмотрите вот и третий лепесток раскрылся.

В: - Ребят, когда вы вырастите, вы будете добрыми или злыми? (ответы детей)

В: Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

В: Вспомните ребята, что старуха Шапокляк в своем письме сообщила нам о друзьях? (ответ детей)

В: Я предлагаю Вам нарисовать для нее портреты друзей

(дети подходят к столом и рисуют портреты)

В: - Ребята, мы же совсем забыли о посылке, которую прислала вместе с письмом Шапокляк, а  давайте посмотрим, что  в ней.

(открываю посылку и достаю грязную тарелку, лист бумаги и фломастер, яблоко, порванную книгу, сломанную игрушку, букет цветов)  

Дети вынимают и рассматривают предметы, называя их.

В: С помощью этих предметов, можно совершить добрый поступок? А какой, мы сейчас узнаем, поиграв в игру: «Добрый мяч».

( дети встают в круг, я бросаю мяч и называю любой предмет ребенок,  у которого в руках окажется мяч , называет, какое доброе дело можно совершить, что можно сделать с этим предметом: помыть тарелку, подарить цветы и т. д.)

Релаксация (Музыка спокойная)

А сейчас сядьте все удобно и положите правую руку на левую сторону груди. Вы чувствуете толчки? Это бьётся ваше доброе сердце.

- Я знаю, в ваших сердцах живёт доброта, и я верю, что про вас будут говорить «У него доброе сердце».

-Посмотрите, еще один лепесток раскрылся.

 -Четвёртый секрет дружбы: ДОБРОТА

- Сегодня мы с вами раскрываем секреты дружбы для старухи Шапокляк…. а про самый важный секрет мы с вами забыли…. он очень касается старухи Шапокляк, вот этот – то секрет она точно не знает.

-Кто догадается, что это за секрет…БЫТЬ ЧЕСТНЫМ

- Что это значит?

-А вы, можете, рассказать какую ни будь интересную историю об обмане и честности?

В: - Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

-Пятый секрет дружбы – ЧЕСТНОСТЬ

- Посмотрите, все лепестки у нас раскрылись, а серединка нет, наверное, что-то еще мы забыли из посылки достать.

(достаю из посылки конверты, в конвертах лежат разрезные картинки)

Он «зашифрован» в картинках. Подойдите к столам, выньте содержимое конвертов. Что это?

 (ответ детей)

В: вам необходимо будет собрать картинку, внимательно на неё посмотреть и рассказать, что же там изображено.

(дети собирают разрезные картинки, рассматривают и обсуждают изображённые ситуации.)

В: - Попробуйте определить, что общего в этих картинках.

Д: - На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям, птицам.

В: - Вот и ещё один секрет дружбы, мы раскрыли…. какой?(ответ детей)

-Шестой секрет дружбы: ПОМОЩЬ.

- Помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей.

-Вот и у нашего цветка стало на один раскрывшийся лепесток больше.

- А давайте с вами представим, что дружба это одно большое сердце. (показываю сердце)

-Как вы думаете, какие опасности подстерегают наше сердце на жизненном пути?

Д: - Обидные слова, драки, грубость, злость, слёзы, жадность.

-Да, всё верно (повторяю слова, и сердце понемногу сдувается), вот такими опасностями действиями можно причинить боль сердцу и сердце может заболеть.

-Так давайте никогда не забывать секреты дружбы, которые мы сегодня раскрыли, и тогда наше сердце всегда будет здорово и жизнерадостно.

ИТОГ:

-Полюбуйтесь, какой замечательный цветок Дружбы у нас получился.

-Ребята, хотите отправить этот прекрасный цветок «Дружбы» старухе Шапокляк. Увидев его, она очень многое узнает о дружбе, тоже найдёт себе друзей, потому что с друзьями жить весело и интересно.

-Перед вами 2 тарелочки: красная и синяя и лежат сердечки, возьмите каждый по одному сердечку и положите в красную тарелочку, если вам хочется отправить этот цветок Шапокляк, и синяя тарелочка, если вы не хотите отправить ей этот цветок.

Дружат бабочки, жучки,

Муравьи и паучки.

Дружат звери меж собой,

Дружит солнышко с землей.

Дружба всем нужна всегда,

Словно воздух и вода.

-Вы у меня молодцы, я вами довольна и очень горжусь!