Конспект интегрированного занятия для детей средней группы по приобщению к истокам русской народной культуры.

Автор: Федина Наталья Андреевна вкл. .

Тема: «Чудо пряники».

Воспитатель: Федина Н.А.

Дата проведения: 17 ноября 2016 г.

Количество детей: 8 детей

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Познакомить детейс пряничнымискусством. Учить украшать пряники,используязнакомыеэлементыинетрадиционныематериалы. Закреплятьзнанияразличныхфольклорных формах(загадки, небылицы). Закреплять знаниядетей оразличныхпредметахобихода, которые необходимы для выпекания пряников.Развиватьречь, любознательность, пытливость ума при разгадывании загадок, творческие способности, мелкую моторику, художественно – эстетический вкус.

Активизация словаря: Печь,изба, сковородник, скалка, кочерга,домовой, тесто, пряники, трапеза, пряности, ангел – хранитель, традиция.

Предварительная работа: Разучивание небылиц, народных игр; рассматривание пряников, знакомство со старинными предметами, пряностями – травами (варианты), которые применяются при выпечке, работа с солёным тестом.

Материал и оборудование к занятию: макет русской избы, печь, сковорода, кочерга, сковородник, солёное тесто, скалки на всех детей, салфетки для теста, разделочные доски на всех детей, трафареты – формы, влажные салфетки, ноутбук, презентация «Чудо пряники», кукла домовёнок Кузя, лавки, поднос, песня «Пряники русские», аудиозапись игры на балалайке, русс. народ. мелодия «Ах, вы, сени…», готовая выпечка.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия «Ах, вы, сени…». В группу входятвоспитательс детьми, взявшись за руки, и останавливаются.

Воспитатель: Ой, ребята, куда мы попали. Полна горница гостей. Давайте поздороваемся.

Дети:

Воспитатель: Посмотрите (показ на «избу») какие чудеса в нашей группе произошли. Что-то будет, наверное, интересное. Давайте подумаем, что же это значит? Что это?

Дети: Старина.

Воспитатель: Ребята, это русская изба. Сегодня у нас пойдёт рассказ о вкусных пряниках, которые можно испечь в печке.

За печкой слышится шорох, воспитатель идёт на шорох и берёт куклу, выносит к детям.

Воспитатель.Дети,посмотрите, ктонасвстречает. Это домовенок Кузя.Давайтепоздороваемсяс ним по старинному обычаю.

Дети здороваются с поклоном: Здравствуйте!

Кузя. Здравствуйте,ребята! В гости ко мне пришли. Молодцы! Слышал я, что вы пряники печь хотите. Да ничего у вас не получится. Вы же ма – лень – кие! Я вот сколько живу на свете и то забыл как это делать. А так охота пряничков вкусненьких попробовать!!

Воспитатель: Кузя, наши ребята много чего знают и помогут тебе вспомнить, как делать пряники и что для этого нужно.

Кузя: Как хорошо!

Воспитатель: Ребята, проходите в избу и садитесь на лавочки.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. А отгадки вы сможете увидеть, найти в нашей избе и показать её.

  1. В печку комок, а из печкиколобок(тесто).

Воспитатель: Отгадка верна. А почему, Милана, выбрала тесто?

Милана: Пряники делают из теста.

2. Где жепалка?
Рубля не жалко.
Станешьпечь пироги,
Скажешь: «Палка,
помоги!» (скалка)

Воспитатель: И опять правильный ответ. Почему нужна нам скалка?

Кирилл: Чтобы раскатать тесто, нужна скалка.

3. Стоит изба изкирпича,то холодна,то горяча(печь).

Воспитатель: Верно. А зачем понадобится нам печь?

Виталина: Печь нужна, чтобы испечь пряники, сырое тесто есть нельзя.

4. Я круглая и чёрная,
Как будто загорелая.
Я на огне калёная,
И очень я умелая:

Железный блин его в печь сдвинь.

Денис: Сковорода.

Воспитатель: покажи Денис отгадку. Для чего нам понадобится сковорода?

Денис: Положить пряники на сковороду для выпекания.

5. Черный коньскачетвогонь(кочерга).

Воспитатель: Да такой инструмент нам нужен. Для чего?

Илья:  Кочерга нужна, чтобы разбить толстые угли, помешать угли.

6. Палка с железной лопаткой, с плоским крючком тянется в печь за железным блинком (сковородник).

Воспитатель: Да, интересный предмет. Зачем он пригодиться нам?

Лиза: Ставить или вынимать сковороду из печки.

Воспитатель: Молодцы!

Вос- ль обращается к Кузе: Вот, Кузя, дети и помогли тебе вспомнить, что нужно для выпекания пряников.

Вос-ль обращается к Кузе: Что ты Кузя говоришь? Да-да дети умеют играть в народные игры.

Давайте, ребята, отдохнём с русской народной игрой «Бубен».

Раз, два, три - в круг скорее выходи!

Слова: Ты беги весёлый бубен быстро – быстро по рукам, у кого остался бубен тот движенье покажет нам.

Музыка народная 3 раза.

Воспитатель: Хорошо и весело потанцевали. А сейчас расскажу вам историю.

Пряники, ребята, изготавливают издавна. Давным-давно пряничное дело было распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам. Секреты приготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным делом, называли пряничники.

Давайте вместе скажем это слово.

Дети: Пряничники.

Воспитатель: Пряники делали для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для свадеб, для праздничных трапез (обедов). Им даже приписывали лечебные свойства. Пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались тщательно, а на оборотной стороне вырезались буквы, которые соответствовали инициалам ангела - хранителя.

Воспитатель: А хотите, ребята, узнать почему пряники назвали «пряниками»?

Дети: Да.

Воспитатель. Давайте посмотрим кино - презентацию о пряничном искусстве «Чудо пряники». Проходите в наш кинозал.

Идём с нами Кузя!

Просмотр видеоматериала.

1 слайд. «Чудо пряники».

2 слайд. ПРЯНИК — мучное кондитерское изделие, с добавлением мёда, «хлеб из мёда». Для разнообразия вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной, овальной или круглой формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.

3 слайд. В то далёкое время Русь налаживала торговые связи с Востоком, вот оттуда и начали привозить разные травы и пряности. Пряности добавляли к «медовому хлебу, чем и дали прянику современное название. Теперь пряник известен всем нам. Этот продукт сразу завоевал к себе доверие и занял там почётное место.

4 слайд. По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные. Печатный пряник — изготавливается с помощью картинки, сделанной из деревянной доски – дерева твердой породы.

Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической (пластмассовой) формы; самый простой способ приготовления.

Лепной пряник лепится вручную.

5 слайд. Лепить пряники — самый древний способ работы с мукой. Ещё в древнем Египте была налажена выпечка хлеба и пряников, сладких кондитерских изделий разной формы. И «медовый хлеб» был не для бедных. Пряники украшались магическими знаками, лепились в форме птиц и животных.

6 слайд. В настоящее время мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русские пряники известны во всем мире. В странах Европы тоже стали выпекать разнообразные по форме и исполнению пряники.

7 слайд. Традиционные польские пряники

Немецкие рождественские пряники

Пряничный домик

8 слайд. Современный взгляд на пряники: пряники – смайлики, ёлочки, печатный домик.

9 слайд. Пряники русские! Сладкие, мягкие! К чаю ароматному угощенье знатное!

10 слайд. Спасибо за внимание и интерес!

Кузя: Вот это история!!

Воспитатель: Понравилось вам, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Наши глазки должны отдохнуть. Поиграем в игру «Теремок».

Встали, спина прямая, голова слегка приподнята, руки свободно.

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами).

Посмотрели далеко (посмотреть далеко),

Посмотрели близко (посмотреть перед собой).

Глазкам стало хорошо (глаза закрыты, погладить глаза)

И увидят глазки всё (широко открыть глаза и улыбнуться).

Воспитатель: Ну а сейчас, время для дела. Ребята, вы будете делать пряники. На столах у вас под салфетками лежит тесто. С чего начнёте свою работу?

Дети: Будем раскатывать тесто скалками.

Воспитатель: Только лепёшки не должны быть тонкими. Что будете делать дальше?

Дети: Работать с формой – трафаретом.

Воспитатель: Верно. Нарезки не забудьте убрать в тарелки, а

изделия положить на сковороды. Проходите за столы.

Работа детей за столами.

Вся работа идёт под песню «Пряники русские». Дети раскатывают тесто, затем с помощью трафаретов вырезают из теста пряники. Воспитатель помогает советом и показом.

Пряники дети кладут на сковороду.

В конце работы воспитатель берёт сковороды, ставит её на задоргу печки, затем сковородку с пряниками подцепляет сковородником и отправляет её в печь (макет).

Воспитатель.  Ребята, а чтобы нам было веселей ждать выпечку, давайте вспомним народные небылицы. Кто, ребята, знает?

1-й ребёнок

В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями крыта,
Ограда кругом – пироги с творогом.

Воспитатель: Какая вкусная избушка оказалась в лесочке!

2-й ребенок.

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Воспитатель: Ах, Ваня какой шутник - сел на лошадь задом наперёд!

3-й ребенок.

Из – за леса, из – за гор
Ехал дедушка Егор
На буланной телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубинкой,
Опирался кушаком.

Воспитатель: Дедушка Егор такой выдумщик, какие у него интересные и сапоги и жилетка. Смех да и только. Да, ребята?

Воспитатель: А я тоже хочу вас повеселить.

Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела,
Закусив грибами.

Воспитатель нюхает: Ой, как вкусно запахло. Ребята, а пряники то уже готовы. Посмотрите, Кузя их уже достал из печки да как разложил красиво.

Подходит к Кузе забирает поднос.

Спасибо тебе Кузя. И ты угощайся пряником.

Воспитатель раздаёт пряники детям.

Звучит запись балалайки.

Дети говорят «спасибо».

Воспитатель: Ребята, вам понравилось делать пряники?

Дети:

Воспитатель: Да и Кузе помогли добрым делом. Правда?

А сейчас попрощаемся с Кузей.

Звучит музыка, дети выходят из группы.