Сообщение

Автор: Емельянова Е.В. вкл. .

Реализация технологии культурных практик через фольклор.

Культурные практики – «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося  с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию

 (Н.Б. Крылова).

Понятие «культурные практики» является интегративным по своему содержанию и направлено на решение задач, связанных с целостным развитием личности ребенка дошкольного возраста.

Культурных практик существует достаточно много. Основываясь на деятельностном подходе, я рассматриваю восприятие художественной литературы и фольклора, как универсальные культурные практики, которые способствует формированию у детей дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений. Восприятие художественной литературы и фольклора является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира, включает готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных норм и выражает:

  • Содержание, качество и направленность его действий и поступков;
  • Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
  • Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Данные практики способствуют:

  • формированию ребенком представлений: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
  • реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рассказе, театрализованной деятельности и др.
  • интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей

Для понимания особенностей ор­ганизации художественно-эстетической деятельностидошкольников как куль­турной практики необходимо обратить­ся к опыту народного воспитания. В тра­диционной культуре искусством стано­вилось все, чем окружал себя человек, и само жизнеустройство, в основе кото­рого лежал народный обряд. Оно соеди­няло в себе движение, танец, музыку, поэзию, изображение-украшение. При этом, приобщение ребенка к народному искусству никогда не было насильствен­ным. На­ходясь рядом со взрослыми в различных трудовых ситуациях и в часы отдыха, во время коллективных праздников, ребе­нок осваивал ценности народной культу­ры — праздничное и поэтическое миро­восприятие, цельность мироощущения, родственную связь с природой. Навыки культурной жизни — участие в играх, по­сиделках, хороводах, народное пение, украшение одежды, жилища и утвари и пр. — осваивались ребенком через вклю­чение в жизнь семьи, общества, рода.

Одной из старейших культурных практик является использование фольклора.

Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. К фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано народной заботой о молодежи - своем будущем. Можно сказать, что фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения.

В основе технологии фольклора лежит механизм идентификации (присвоения) детьми мотивов и норм поведения в обществе, общественных ролей, ценностных ориентаций и через них регуляцию культурного поведения детей в обществе. Эта технология представляет собой систему методов, способов, приёмов, форм, воспитательных средств, направленных на изменения в социально-коммуникативном развитии ребёнка.

Проект является в настоящее вре­мя достаточно распространенной формой совместной творческой деятельно­сти детей и взрослых в дошкольной об­разовательной организации. И я использовала метод проекта для реализации этой технологии в группе.

На организационном этапе я разработала перспективный  план предстоящей деятельности, который включал в себя:

  • обогащение пространственной среды в группе элементами народных костюмов, подборками иллюстраций народных песенок и потешек;
  • составление картотеки народных хороводных и подвижных игр;
  • составление перспективного плана бесед, списка потешек, песенок, чистоговорок для чтения и разучивания и др;
  • подборка консультаций и тем для индивидуальных бесед с родителями.

На деятельностном этапе моей целью было стремление способствовать овладению детьми способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного опыта в процессе работы с малыми фольклорными формами.

Так как  реализация этого этапа пришлась на такой народный праздник как Святки, я использовала следующие формы работы:

  • Беседы "Народные праздники на Руси", " Что такое Святки", " Святочные посиделки"и др.
  • Слушание колядок, народных хороводных мелодий;
  • Слушание, разучивание и обыгрывание небылиц, колядок, шуточных диалогов;
  • Разучивание элементов народных танцев;
  • Рисование сюжетов народных песенок, небылиц, колядок, шуточных диалогов.

Одной из наиболее интересных мне показалась форма "проживания" детьми как специально организованной ситуации, так и ситуации, возникшей в ходе беседы с детьми или в ходе самостоятельной игровой деятельности.

Так мы ходили друг к другу с колядками, собирались на посиделки, наряжались и устраивали гуляния.

Совместная подготовка представле­ний, проведение праздника также стали формами культурной практики детей, так как были основаны на свободном выборе сюжета, способов его развития, действий для своего персонажа, участии детей в процессе создания костюмов, атрибутов, декораций и пр.

На последнем этапе проекта я дала детям возможность реализовать полученные представления о мире общественных отношений, в данном случае о празднике "Святки", полученные в ходе знакомства с малыми фольклорными формами в разных видах детской деятельности. В частности было проведено развлечение "Святки", на котором дети с удовольствием шутили, разыгрывали сценки,  колядовали и танцевали. 

В заключение хочется отметить, что самореализация ребенка заключается не только в том, чтобы опробовать раз­ные виды художественно-эстетической деятельности, но и в том, чтобы выйти за границы своих возможностей, меняя по­зиции: творец, исполнитель, автор, зри­тель, слушатель, критик и др. В группе важ­но строить процесс воспитания не от за­дач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка; практиковать совместную куль­турную, событийную деятельность детей и взрослых.