Конспект образовательной деятельности в старшей группе

Автор: Емельянова Е.В. вкл. .

"Путешествие в страну «Эмоции».

Интеграция образовательных областей: "Социально - коммуникативное развитие", "Речевое развитие", " Художественно - эстетическое развитие".

Задачи .

1.Обогащение знаний  детей об эмоциях и их внешних проявлениях.

2.Закрепление знания пиктограмм эмоций, умения соотносить их с внешними проявлениями у детей.

3.Формирование умений  детей  оказывать  положительные  знаки  внимания, воспитание  доброжелательное отношение к окружающим.

4.Аактивизация  в речи детей нежных, ласковых слов.

Методы и приемы:

-практические: упражнения, игры;

-наглядные: рассматривание;

-словесные: беседа, вопросы, худ.слово.

Материалы и оборудование:

"Волшебный клубочек"; магнитная доска; человечки-эмоции; бумага для рисования, карандаши; подносы с песком по количеству детей; кисточки; ширма для "Пещеры страха";аудиозаписи "Радость" из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз "В пещере горного короля"Э. Грига, муз.М.Мусоргского"Слеза".

Формы организации совместной деятельности

Детская  деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Музыкальная Игровое упражнение " Страшные звуки"
Игровая Игровая ситуация "Волшебный клубочек", "Поезд", игровое упражнение" Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь", игровое упражнение " У страха глаза велики"
Изобразительная Игровое упражнение " Нарисуй эмоцию", игровое упражнение " Мое настроение"
Коммуникативная Игровое упражнение "Кто как радуется", беседы "Что такое радость?", игровое упражнение  "Закончи предложение"
Восприятие художественной литературы и фольклора И. Белопольская "Азбука настроения".

Ход ОД

В. - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

В. -Посмотрите, а что это у меня в руках? 

Д.- Клубок ниток.

В. - Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая "волшебный клубочек", давайте поприветствуем друг друга.

Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, который наматывает нить на палец и ласково приветствует рядом сидящего ребёнка по имени или произносит "волшебное вежливое слово", затем передаёт клубок другому ребёнку и т.д., пока все дети не оказываются связаны одной нитью.

В. - Ребята, клубочек связал нас "ниточкой дружбы" и, я думаю, мы теперь никогда не будем ссориться!

В. -А сейчас я предлагаю вам  отправиться в путешествие. В какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Воспитатель выслушивает все ответы детей.

В.- Правильно, ребята, мы с вами отправимся в страну эмоций.

В. - А вы знаете, что такое эмоции?

Д.- Это наши чувства.

В. - Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить?

Д. - Мы будем говорить о разных эмоциях.

В. - Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд

Всех друзей вперед увозит...

Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики

1 остановка:"Поляна Радости"

Звучит аудиозапись "Радость" из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

В-Кто нас встречает на этой поляне?

Д. - Человечек-радость.

В.-А какое у него настроение?

Д. - Радостное.

В -Дети, а что такое радость?

Предполагаемые ответы детей:

 Радость  -  это когда все радуются, всем весело.

 Радость -  это когда у всех праздник.

Радость  -  это когда никто не плачет.

Радость  -  это когда нет войны.

Радость  -  это когда все здоровы.

Радость  -  это я, потому что мама говорит: "Ты моя радость".

В.-Что вы делаете, когда вам весело? 

Д. - Мы веселимся, радуемся.

В. - Давайте покажем, как мы умеем радоваться.

Игровое упражнение "Кто как радуется"

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

В. - Как хорошо вы умеете показывать радость! А нарисовать ее вы сумеете?Представьте себе, что мы -  художники и нам надо нарисовать картину на тему:  "Радость". Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему захочется. 

Проводится игровое упражнение" Нарисуй эмоцию".

В. - Ребята, все ваши работы я наклею на большой лист, мы их потом рассмотрим и вы мне расскажете свои истории радости. А сейчас давайте поедем дальше.

2 остановка." Остров Грусти"

 Звучит аудиозапись муз. М.Мусоргского"Слеза"

В. -Посмотрите, ребята, а кто живёт на этом острове?

Д. - Человечек-грусть.

В. - Какое выражение лица у мальчика? Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? 

Д. - Это грусть.

В.-А как вы догадались?

Д. - По лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены.

В. - Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите о тех моментах, когда вам было грустно. 

Проводится игровое упражнение " Закончи предложение"

Предполагаемые ответы детей:

Мне грустно, когда я один остаюсь дома.

Мне грустно, когда мой друг не приходит в детский сад.

Мне грустно, когда я болею.

Мне грустно, когда ломается моя игрушка.

Мне грустно, когда на улице идет дождь.

В. - Как много, оказывается, у вас поводов для грусти. Но сегодня за окном светит солнышко, все друзья с нами. Давайте улыбнемся друг другу и поедем дальше!

3 остановка."Пещера страха"

Звучит муз. Э.Грига "В пещере горного короля"

В. - Угадайте, какие звуки мы слышим?

Д. - Разные, страшные...

В. -Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. 

Проводится игровое упражнение " Страшные звуки". 

Дети во время слушания музыки высказывают свои предположения о том, какие звуки они слышат.

В. - А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, вспомните,что в поездке  было весело и интересно, то страх проходит.

В. - Какой здесь живёт человечек?

Д. - Человечек - страх

В. -Как вы догадались?

Д. - По выражению лица.

В. - Мне кажется, что вы - смелые дети и можете любой страх сделать смешным и тогда этот страх никто не будет бояться.

Проводится игровое упражнение" Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь"

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально воспитатель) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро "превратиться" в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Проводится игровое упражнение " У страха глаза велики"

В. - А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза.(Изображают большие круглые глаза при помощи рук.)Но теперь страх уменьшается.(Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает.( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу и мы поедем дальше.

4 остановка.Мультимедийная игра "В гости к героям сказки" Теремок"

(Приложение 1.)

В.-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

После того, как дети "проехали" круг по группе и сели на палас,  проводится беседа.

В. -Что вы сегодня узнали на занятии?

Д. - Мы узнали, какие бывают эмоции, как их можно узнать, как можно выразить.

В. -А что вам больше всего понравилось? 

Д. - Понравилось прогонять страх,  рисовать радость, превращаться в зверей и т.д.

В. -Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

В. -А сейчас я  очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на песке!

Проводится игровое упражнение "Мое настроение".

После рисования в свободное время воспитатель выясняет у детей какое настроение и почему они нарисовали.

Приложение 1.

Описание работы с алгоритмом использования мультимедийной игры в образовательном процессе:

Тема пособия: «В гости к героям сказки «Теремок»

Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст

Цель пособия: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста

Задачи пособия:

1.Обогащать знания детей об эмоциях и их внешних проявлениях.

2.Закреплять знание пиктограмм эмоций, уметь соотносить их с внешними проявлениями у детей.

3.Формировать умение  детей  оказывать  положительные  знаки  внимания, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

4.Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагогов
 1

Ребята, вы любите ходить в гости?

Я предлагаю вам отправиться в гости к героям сказки «Теремок».

Поможем героям сказки собрать «волшебный цветок». Для этого надо ласково обратиться к лисе, волку, медведю, лягушке, мыши.

По щелчку «мыши» лепестки «присоединяются» к серединке.

У мышки сегодня День рождения. Давайте подарим ей «Радугу добрых пожеланий». Каждое доброе пожелание подарит радуге один цвет.

Цвета появляются по щелчку «мыши».

Мышка, волк, лисичка, зайчик, лягушка и медведь поссорились. Чтобы их помирить, надо помочь им собрать ягоды в корзину. Для этого им надо подарить товарищу ягодку и доброе пожелание. Щелчок "мыши" отправляет ягодки в корзину. 

Поможем медвежонку понять, что чувствует мальчик и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. Как можно развеселить мальчика?

 По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.

Поможем волчонку понять, что чувствует девочка и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. Как вы думаете, чему радуется девочка?

 По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.

Поможем лягушке понять, что чувствует мальчик и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. А когда случалось удивляться вам?

По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.

Молодцы, ребята! Героям «Теремка» понравилось с вами играть.

По щелчку «мыши» летят бабочки.