Конспект образовательной деятельности в старшей группе
"Путешествие в страну «Эмоции».
Интеграция образовательных областей: "Социально - коммуникативное развитие", "Речевое развитие", " Художественно - эстетическое развитие".
Задачи .
1.Обогащение знаний детей об эмоциях и их внешних проявлениях.
2.Закрепление знания пиктограмм эмоций, умения соотносить их с внешними проявлениями у детей.
3.Формирование умений детей оказывать положительные знаки внимания, воспитание доброжелательное отношение к окружающим.
4.Аактивизация в речи детей нежных, ласковых слов.
Методы и приемы:
-практические: упражнения, игры;
-наглядные: рассматривание;
-словесные: беседа, вопросы, худ.слово.
Материалы и оборудование:
"Волшебный клубочек"; магнитная доска; человечки-эмоции; бумага для рисования, карандаши; подносы с песком по количеству детей; кисточки; ширма для "Пещеры страха";аудиозаписи "Радость" из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз "В пещере горного короля"Э. Грига, муз.М.Мусоргского"Слеза".
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Музыкальная | Игровое упражнение " Страшные звуки" |
Игровая | Игровая ситуация "Волшебный клубочек", "Поезд", игровое упражнение" Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь", игровое упражнение " У страха глаза велики" |
Изобразительная | Игровое упражнение " Нарисуй эмоцию", игровое упражнение " Мое настроение" |
Коммуникативная | Игровое упражнение "Кто как радуется", беседы "Что такое радость?", игровое упражнение "Закончи предложение" |
Восприятие художественной литературы и фольклора | И. Белопольская "Азбука настроения". |
Ход ОД
В. - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
В. -Посмотрите, а что это у меня в руках?
Д.- Клубок ниток.
В. - Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая "волшебный клубочек", давайте поприветствуем друг друга.
Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, который наматывает нить на палец и ласково приветствует рядом сидящего ребёнка по имени или произносит "волшебное вежливое слово", затем передаёт клубок другому ребёнку и т.д., пока все дети не оказываются связаны одной нитью.
В. - Ребята, клубочек связал нас "ниточкой дружбы" и, я думаю, мы теперь никогда не будем ссориться!
В. -А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие. В какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Воспитатель выслушивает все ответы детей.
В.- Правильно, ребята, мы с вами отправимся в страну эмоций.
В. - А вы знаете, что такое эмоции?
Д.- Это наши чувства.
В. - Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить?
Д. - Мы будем говорить о разных эмоциях.
В. - Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:
Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит...
Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики
1 остановка:"Поляна Радости"
Звучит аудиозапись "Радость" из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
В-Кто нас встречает на этой поляне?
Д. - Человечек-радость.
В.-А какое у него настроение?
Д. - Радостное.
В -Дети, а что такое радость?
Предполагаемые ответы детей:
Радость - это когда все радуются, всем весело.
Радость - это когда у всех праздник.
Радость - это когда никто не плачет.
Радость - это когда нет войны.
Радость - это когда все здоровы.
Радость - это я, потому что мама говорит: "Ты моя радость".
В.-Что вы делаете, когда вам весело?
Д. - Мы веселимся, радуемся.
В. - Давайте покажем, как мы умеем радоваться.
Игровое упражнение "Кто как радуется"
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
В. - Как хорошо вы умеете показывать радость! А нарисовать ее вы сумеете?Представьте себе, что мы - художники и нам надо нарисовать картину на тему: "Радость". Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему захочется.
Проводится игровое упражнение" Нарисуй эмоцию".
В. - Ребята, все ваши работы я наклею на большой лист, мы их потом рассмотрим и вы мне расскажете свои истории радости. А сейчас давайте поедем дальше.
2 остановка." Остров Грусти"
Звучит аудиозапись муз. М.Мусоргского"Слеза"
В. -Посмотрите, ребята, а кто живёт на этом острове?
Д. - Человечек-грусть.
В. - Какое выражение лица у мальчика? Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция?
Д. - Это грусть.
В.-А как вы догадались?
Д. - По лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены.
В. - Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите о тех моментах, когда вам было грустно.
Проводится игровое упражнение " Закончи предложение"
Предполагаемые ответы детей:
Мне грустно, когда я один остаюсь дома.
Мне грустно, когда мой друг не приходит в детский сад.
Мне грустно, когда я болею.
Мне грустно, когда ломается моя игрушка.
Мне грустно, когда на улице идет дождь.
В. - Как много, оказывается, у вас поводов для грусти. Но сегодня за окном светит солнышко, все друзья с нами. Давайте улыбнемся друг другу и поедем дальше!
3 остановка."Пещера страха"
Звучит муз. Э.Грига "В пещере горного короля"
В. - Угадайте, какие звуки мы слышим?
Д. - Разные, страшные...
В. -Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные.
Проводится игровое упражнение " Страшные звуки".
Дети во время слушания музыки высказывают свои предположения о том, какие звуки они слышат.
В. - А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, вспомните,что в поездке было весело и интересно, то страх проходит.
В. - Какой здесь живёт человечек?
Д. - Человечек - страх
В. -Как вы догадались?
Д. - По выражению лица.
В. - Мне кажется, что вы - смелые дети и можете любой страх сделать смешным и тогда этот страх никто не будет бояться.
Проводится игровое упражнение" Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь"
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально воспитатель) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро "превратиться" в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.
Проводится игровое упражнение " У страха глаза велики"
В. - А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза.(Изображают большие круглые глаза при помощи рук.)Но теперь страх уменьшается.(Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает.( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу и мы поедем дальше.
4 остановка.Мультимедийная игра "В гости к героям сказки" Теремок"
(Приложение 1.)
В.-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
После того, как дети "проехали" круг по группе и сели на палас, проводится беседа.
В. -Что вы сегодня узнали на занятии?
Д. - Мы узнали, какие бывают эмоции, как их можно узнать, как можно выразить.
В. -А что вам больше всего понравилось?
Д. - Понравилось прогонять страх, рисовать радость, превращаться в зверей и т.д.
В. -Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.
В. -А сейчас я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на песке!
Проводится игровое упражнение "Мое настроение".
После рисования в свободное время воспитатель выясняет у детей какое настроение и почему они нарисовали.
Приложение 1.
Описание работы с алгоритмом использования мультимедийной игры в образовательном процессе:
Тема пособия: «В гости к героям сказки «Теремок»
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст
Цель пособия: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста
Задачи пособия:
1.Обогащать знания детей об эмоциях и их внешних проявлениях.
2.Закреплять знание пиктограмм эмоций, уметь соотносить их с внешними проявлениями у детей.
3.Формировать умение детей оказывать положительные знаки внимания, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
4.Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагогов |
1 |
Ребята, вы любите ходить в гости? Я предлагаю вам отправиться в гости к героям сказки «Теремок». |
2 |
Поможем героям сказки собрать «волшебный цветок». Для этого надо ласково обратиться к лисе, волку, медведю, лягушке, мыши. По щелчку «мыши» лепестки «присоединяются» к серединке. |
3 |
У мышки сегодня День рождения. Давайте подарим ей «Радугу добрых пожеланий». Каждое доброе пожелание подарит радуге один цвет. Цвета появляются по щелчку «мыши». |
4 |
Мышка, волк, лисичка, зайчик, лягушка и медведь поссорились. Чтобы их помирить, надо помочь им собрать ягоды в корзину. Для этого им надо подарить товарищу ягодку и доброе пожелание. Щелчок "мыши" отправляет ягодки в корзину. |
5 |
Поможем медвежонку понять, что чувствует мальчик и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. Как можно развеселить мальчика? По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают. |
6 |
Поможем волчонку понять, что чувствует девочка и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. Как вы думаете, чему радуется девочка? По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают. |
7 |
Поможем лягушке понять, что чувствует мальчик и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. А когда случалось удивляться вам? По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают. |
8 |
Молодцы, ребята! Героям «Теремка» понравилось с вами играть. По щелчку «мыши» летят бабочки. |