ЭКСКУРСИЯ В «РУССКУЮ ИЗБУ» (конспект занятия в старшей группе)
«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ БЫТОМ»
Программное содержание:
- систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре;
- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,
народным традициям;
- жизни и быте в древности, об обычаях на Руси;
- продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством;
- закрепить знания о русской народной игрушке;
- совершенствовать связную монологическую речь детей,
играть в русские народные хороводные игры;
- обогащать словарь детей: люлька, прялка, рукомойник.
Оборудование и материалы:
- помещение «Русская изба», украшенная и обставленная в русском стиле;
буханка ржаного хлеба с солонкой; расписные полотенца, платки, народные игрушки: дымковская, матрешка, из соломки, свистульки, богородская ; посуда русского быта.
Ход экскурсии
Воспитатель. Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Милости прошу в русскую избу!
Сейчас я хочу вам рассказать об одной русской традиции(достаю хлеб-соль)По традиции хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.(вручаем хлеб-соль)
А теперь давайте пройдем и рассмотрим, как убирали избу на Руси .
Дети входят в «избу», убранную в русском стиле. Дети рассматривают убранство избы.
Воспитатель. Дверь в избу – низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата», - говорили в старину. А как вы думаете, почему?
Дети. В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду готовили в печке. Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами!
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим , что же стоит в левом углу от печки.
Дети. В левом углу от печки всегда стоял стол, на столе лежала буханка хлеба с солью. Около него – простые длинные скамейки.
Воспитатель. А вы знаете, как назывался этот угол?
Дети. Он назывался «красным», т.е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. «Не красна изба углами, а красна пирогами» - говорили в народе.
Воспитатель. А что же находилось в правом углу от печки?
Дети. В правом от печки углу размещалась домашняя утварь: красивая деревянная посуда, прялка, на стене висели расшитые полотенца. Тут же висела люлька.
Воспитатель. Что такое люлька?
Дети. Кроватка для младенца.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним ещё о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)
Бегал бегунок
Да шмыг в уголок. (Веник)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка )
Воспитатель. Давайте посмотрим чем стол накрывали (чугунки и т.д.),а посмотрите из какой красивой посуды ели раньше люди. Из какого материала она сделана?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Много лесов в России. А что русские люди делали из дерева?
Дети. Русские люди очень любили делать из дерева посуду: тарелки, кружки, ложки, ковши. А чтобы посуда была яркой, праздничной, искусные мастера расписывали ее.
Воспитатель. А как называется эта роспись?
Дети. Это роспись Хохломская, старинныйрусский народный промысел, он зародилсяв округеНижнего Новгорода. Хохлома представляет собойдекоративную росписьдеревяннойпосудыимебели, выполненную красными, зелеными и чёрными тонами по золотистому фону.
Воспитатель. А что же ели в старину из этой красивой посуды?
Дети . Главной заботой русского человека был хлеб. Вырастить хлеб – большой труд. Быть сильными и крепкими людям помогала простая, полезная пища.
Воспитатель. Какая?
Дети. Хлеб, каша. Есть пословица такая… «Хлеб да каша, пища наша». Для ее приготовления использовали рыбу, мясо. Разводили домашних животных и птицу.
Воспитатель. А по вечерам, когда оставалось свободное время, люди занимались ремеслом. Отгадайте загадку
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Посмотрите, ребята, какие красивые глиняные игрушки! Их сделали талантливые русские мастера. Здесь и куклы и матрешки, а еще свистульки.
Дети рассказывают о понравившейся игрушке
Воспитатель.Откуда эти игрушки? Где их делали?
Дети отвечают. Это Дымковские игрушки, делали их в слободеДымково, около города Вятка (сейчас территория г.Кирова). Делали их из глины, потом обжигали в печи, а затем разрисовывали.
Воспитатель.Раньше игрушек было мало, поэтому люди делали их своими руками из дерева, соломы и ткани. А где сделаны были эти игрушки?
Дети. Вот эти забавные игрушки из дерева , «богородские». Их делали и продолжают делать в селе Богородское.Особенность богородской игрушки это то , что при помощи планки, кнопки или баланса, игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения.
Воспитатель. А сейчас представьте себе, что вы перенеслись в то далёкое время. Подумайте, кем бы вы хотели быть из предметов быта русской избы, и расскажите о себе.
Рассказы детей.
1. Я - печь. Я сделана из кирпича. Я обогревала избу, кормила и лечила людей. Но я не только грела, а ещё и освещала дом, когда огонь разгорался, в избе становилось светло. Хозяева усаживались около меня и занимались своими делами. Хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.
2. Я – Ложка. Меня вырезали из дерева и расписали узорами. При помощи меня не только ели, но и играли музыку. У каждого в семье была своя ложка и в гости тоже ходили со своей ложкой.
3. Я – хлеб. Для того чтобы меня испечь нужно вырастить рожь, смолоть муку, сформировать хлеб, поставить в истопленную печь. Когда я испекусь, я становлюсь румяным, хрустящим. Без меня не садятся за стол.
Воспитатель: Молодцы! Интересное получилось у нас с вами превращение.
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Бубенцы».
Воспитатель. Спасибо, добры молодцы! Спасибо, красны девицы! Вот и закончилось наше знакомство с русской избой.
Русская народная игра «Бубенцы»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.
Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.
Все дети говорят:
Трынцы- брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.
Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.