ЭКСКУРСИЯ В «РУССКУЮ ИЗБУ» (конспект занятия в старшей группе)

Автор: Шарапова Галина Николаевна вкл. .

«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ БЫТОМ»

 

Программное содержание:

 - систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре;

 - воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

   народным традициям;

- жизни и быте в древности, об обычаях на Руси;

- продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством;

- закрепить знания о русской народной игрушке;

- совершенствовать связную монологическую речь детей,

играть в русские народные хороводные игры;

- обогащать словарь детей: люлька, прялка, рукомойник.

Оборудование и материалы:

- помещение «Русская изба», украшенная  и обставленная в русском стиле;

буханка ржаного  хлеба с солонкой; расписные полотенца, платки, народные игрушки: дымковская, матрешка, из соломки, свистульки, богородская ; посуда русского быта.

Ход   экскурсии

Воспитатель.  Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Милости прошу в русскую избу!

Сейчас я хочу вам рассказать об одной русской традиции(достаю хлеб-соль)По традиции хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.(вручаем хлеб-соль)

А теперь давайте пройдем и рассмотрим, как убирали избу  на Руси .

Дети входят в «избу», убранную в русском стиле. Дети рассматривают убранство избы.

Воспитатель. Дверь в избу – низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата», - говорили в старину. А как вы думаете, почему?

Дети. В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду готовили в печке. Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами!

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим , что же стоит в левом углу от печки.

Дети. В левом углу от печки всегда стоял стол, на столе лежала буханка хлеба с солью. Около него – простые длинные скамейки.

Воспитатель. А вы знаете, как назывался этот угол?

Дети. Он назывался «красным», т.е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. «Не красна изба углами, а красна пирогами» - говорили в народе.

Воспитатель. А что же находилось в правом углу от печки?

Дети. В правом от печки углу размещалась домашняя утварь: красивая деревянная посуда, прялка, на стене висели расшитые полотенца. Тут же висела люлька.

Воспитатель. Что такое люлька?

Дети.  Кроватка для младенца.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним  ещё о предметах быта русской избы. И  помогут  нам в этом загадки:



В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/


Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)


Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)


Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)


Синее море, 
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова. 
(Керосиновая лампа.)

Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь — останутся. (Лапти)

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце)

Бегал бегунок

Да шмыг в уголок. (Веник)

То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит 
(Утюг)

Стоит толстячок,    
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит – 
Всем пить чай велит.
/Самовар/


Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка )

Воспитатель. Давайте посмотрим чем стол накрывали (чугунки и т.д.),а посмотрите из какой красивой посуды ели раньше люди. Из какого материала она сделана?

Дети. Из дерева.

Воспитатель. Много лесов в России. А что русские люди делали из дерева?

Дети. Русские люди очень любили  делать из дерева посуду: тарелки, кружки, ложки, ковши. А чтобы посуда была яркой, праздничной, искусные мастера расписывали ее.

Воспитатель. А  как называется эта роспись?

Дети. Это роспись  Хохломская, старинныйрусский народный промысел, он зародилсяв округеНижнего Новгорода. Хохлома представляет собойдекоративную росписьдеревяннойпосудыимебели, выполненную красными, зелеными и чёрными тонами по золотистому фону.

Воспитатель. А что же ели в старину из этой красивой посуды?

Дети . Главной заботой русского человека был хлеб. Вырастить хлеб – большой труд. Быть сильными и крепкими людям помогала простая, полезная пища.

Воспитатель. Какая?

Дети. Хлеб, каша. Есть пословица такая… «Хлеб да каша, пища наша». Для ее приготовления использовали рыбу, мясо. Разводили домашних животных и птицу.

Воспитатель.  А по вечерам, когда оставалось свободное время, люди занимались ремеслом. Отгадайте загадку

Ростом разные подружки,

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

Посмотрите, ребята, какие красивые глиняные игрушки! Их сделали талантливые русские мастера. Здесь и куклы и матрешки, а еще свистульки.

Дети рассказывают о понравившейся игрушке

Воспитатель.Откуда эти игрушки? Где их делали?

Дети отвечают. Это Дымковские игрушки, делали их в слободеДымково, около города Вятка (сейчас территория г.Кирова). Делали их из глины, потом обжигали в печи, а затем разрисовывали.

Воспитатель.Раньше игрушек было мало, поэтому люди делали их своими руками из дерева, соломы и ткани. А где сделаны были эти игрушки?

Дети. Вот эти забавные игрушки из дерева , «богородские». Их делали и продолжают делать в селе Богородское.Особенность богородской игрушки это то , что при помощи планки, кнопки  или баланса, игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения.

Воспитатель. А сейчас представьте себе, что вы перенеслись в то далёкое время. Подумайте, кем бы вы хотели быть из предметов быта русской избы, и расскажите о себе.

Рассказы детей.

1. Я - печь. Я сделана из кирпича. Я обогревала избу, кормила и лечила людей. Но я не только грела, а ещё и освещала дом, когда огонь разгорался, в избе становилось светло. Хозяева усаживались около меня и занимались своими делами. Хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. 

2. Я – Ложка. Меня вырезали из дерева и расписали узорами. При помощи меня не только ели, но и играли музыку. У каждого в семье была своя ложка и в гости тоже ходили со своей ложкой.

 3. Я – хлеб. Для того чтобы меня испечь нужно вырастить рожь, смолоть муку, сформировать хлеб, поставить в истопленную печь. Когда я испекусь, я становлюсь румяным, хрустящим. Без меня не садятся за стол.

Воспитатель: Молодцы! Интересное получилось у нас с вами превращение.

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Бубенцы».

Воспитатель. Спасибо, добры молодцы! Спасибо, красны девицы! Вот и закончилось наше знакомство с русской избой.

Русская народная игра «Бубенцы»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы- брынцы, бубенцы,

 Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

 Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.