Путешествие в страну Математики

Автор: Запитецкая Елена Васильевна вкл. .

Конспект игрового занятия по математике в старшей группе детского сада

 

Интеграция образовательной деятельности: речевое развитие, познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цели:

1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах.

2. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.

Словарная работа: целое, части, половинка, четвертинка, прямой и обратный счет.

Предварительная работа:  дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.

Материалы и оборудование:

 рисунки геометрических фигур, карточки с цифрами,  цифры, тарелка, огурец, кубик, раздаточный математический материал, простые карандаши,  конверты пяти цветов (красный, желтый, белый, синий, зеленый), домик, обои, цветные мелки, аудиозапись музыки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.

В: Ребята, а в какой мы стране живем. И как она называется?

Д: Россия.

В: А какие еще страны вы знаете?

Д: Перечисляют.

В: А еще бывают волшебные страны. Ребята давайте с вами пофантазируем. Я вам предлагаю отправиться в страну Математики. Хотите попасть в такую волшебную страну?

Д: да.

В: Я предлагаю отправиться в страну Математики на ковре-самолете. Раз, два, три, самолет лети….! Не летит! Еще раз попробуем. Раз, два, три… А ковер самолет взлетит только тогда, когда вы ответите на мои вопросы. Я  буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте. 

 

 РАЗМИНКА:

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Перечислите все весенние месяцы.

Дети: Март, Апрель, Май.

Воспитатель: Сейчас утро или вечер?

Дети: Утро

Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?

Дети: Пять

Воспитатель: Сколько углов у треугольника?

Дети: Три.

Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?

Дети: Один

Воспитатель: Сколько носов у трех котов?

Воспитатель: Сколько ушей у двух мышей?

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы. Попробуем еще раз: 1, 2, 3 – ковер самолет лети!

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в страну Математики.

В: Вот мы и попали в страну Математики. Ой,  что это такое? Письма! Кому же они (читает). Они для нас. Письма прислали жители страны Математики. Давайте посмотрим, что в них интересного.

(Положить перед детьми конверты)

 Воспитатель: Сколько писем нам прислали жители?

Дети: 5

Воспитатель: Правильно – 5.

Воспитатель: Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?

Дети: зеленый

Воспитатель: Давайте откроем его. Что вы здесь видите?

Дети: Прямоугольник

Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?

Дети: грустное, невеселое

Воспитатель: А почему он загрустил?

Дети: потому, что он один, рядом нет его друзей

Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?

Дети: с кругом, квадратам, овалом, треугольником

Воспитатель: А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.

В: Работаем на полоске с красным значком простым карандашом слева направо.

ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ГРАНЬ КУБИКА.

В: Что вы нарисовали?

Д: фигуры

Воспитатель:  Назовите их.

Дети: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг

Воспитатель: Как их можно назвать, одним словом?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Сколько всего фигур?

Дети: 5

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.

Гимнастика для глаз. Дети сидят.

Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, быстро поморгали глазами, закрыли глаза, открыли, посмотрели вдаль. Вытянули правую руку вперед, следим за медленными движениями указательного пальца: вправо-влево, вверх-вниз.

В: Давайте ребята откроем второй конверт. Какого он цвета

Д: Синий.

В: Что же в конверте давайте посмотрим. (Достает домик). Я знаю, что все фигуры хотят жить в одном доме, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Прямоугольник будет жить в центре листа, круг поместим в левый верхний угол, в правый верхний угол – треугольник, в левый нижний угол квадрат, а в правый нижний овал. Мне кажется у прямоугольника изменилось настроение.

Д: Да, он стал веселый

Воспитатель:  И вы я смотрю, заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Домом дружбы».

Воспитатель: А наш дом,  детский сад, можно назвать «домом дружбы»

Дети: Да

Воспитатель: Почему?

Д: Отвечают.

В: Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга.

Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда откроем третий конверт.  Какого он цвета?

Дети: желтый.

Воспитатель: А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Сейчас с этими цифрами поиграем.

Игра «По порядку становись». Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку.

Воспитатель: Число 3, назови свих соседей.

Дети: 2,4…

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю игру «Наоборот». Для этого нам надо перечислить числа в обратном порядке от 9 до 1.

Дети: Считают

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами.

(Собрать выполненные задания, сложить в конверт).

Воспитатель: Сколько у нас осталось конвертов?

Д: два.

Воспитатель: Откроем не красный  конверт, а  какой?

Дети: белый

В: Смотрите, что здесь лежит?

Д: Печенье.

Воспитатель: Если я разделю печенье пополам, сколько детей я смогу угостить?

Дети: 2 . –

Воспитатель: Как называются эти части?

Дети: Половинки.

В: Как называется одна часть?

Д: Одна вторая.

В: А теперь послушайте задание. Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на 4 части?

Дети: 4

Воспитатель: Как называются эти части?

Дети: Четвертинки.

Воспитатель: А одна часть?

Д: ¼

В: А две части, три части?

Д: отвечают.

В: А теперь я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка:

В понедельник я купался, (изображают плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался (умываемся)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем).

Очень долго танцевал (кружимся на месте).

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши).

Целый день я отдыхал

(дети садятся на корточки, руки под щеку засыпают.)

Воспитатель: У нас осталось одно письмо. Как можно про него сказать, какое оно? (пятое последнее). Какого оно цвета?

 Дети: красное.

Воспитатель: Жители страны Математики просят вас нарисовать математическую улицу с домиками и их жителями, которые в них живут.

Д: рисуют.

Воспитатель: А теперь нам пора обратно возвращаться в детский сад. Присаживайтесь на ковер самолет.

Д: Садятся на ковер.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Вот мы и опять в детском саду. Понравилось вам наше путешествие?

Д: Да

В: Что вам больше всего понравилось сегодня?

Д: Делятся впечатлениями.