Путешествие в страну Математики
Конспект игрового занятия по математике в старшей группе детского сада
Интеграция образовательной деятельности: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цели:
1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах.
2. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.
Словарная работа: целое, части, половинка, четвертинка, прямой и обратный счет.
Предварительная работа: дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование:
рисунки геометрических фигур, карточки с цифрами, цифры, тарелка, огурец, кубик, раздаточный математический материал, простые карандаши, конверты пяти цветов (красный, желтый, белый, синий, зеленый), домик, обои, цветные мелки, аудиозапись музыки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
В: Ребята, а в какой мы стране живем. И как она называется?
Д: Россия.
В: А какие еще страны вы знаете?
Д: Перечисляют.
В: А еще бывают волшебные страны. Ребята давайте с вами пофантазируем. Я вам предлагаю отправиться в страну Математики. Хотите попасть в такую волшебную страну?
Д: да.
В: Я предлагаю отправиться в страну Математики на ковре-самолете. Раз, два, три, самолет лети….! Не летит! Еще раз попробуем. Раз, два, три… А ковер самолет взлетит только тогда, когда вы ответите на мои вопросы. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
РАЗМИНКА:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Перечислите все весенние месяцы.
Дети: Март, Апрель, Май.
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: Утро
Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?
Дети: Пять
Воспитатель: Сколько углов у треугольника?
Дети: Три.
Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?
Дети: Один
Воспитатель: Сколько носов у трех котов?
Воспитатель: Сколько ушей у двух мышей?
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы. Попробуем еще раз: 1, 2, 3 – ковер самолет лети!
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в страну Математики.
В: Вот мы и попали в страну Математики. Ой, что это такое? Письма! Кому же они (читает). Они для нас. Письма прислали жители страны Математики. Давайте посмотрим, что в них интересного.
(Положить перед детьми конверты)
Воспитатель: Сколько писем нам прислали жители?
Дети: 5
Воспитатель: Правильно – 5.
Воспитатель: Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?
Дети: зеленый
Воспитатель: Давайте откроем его. Что вы здесь видите?
Дети: Прямоугольник
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: грустное, невеселое
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: потому, что он один, рядом нет его друзей
Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?
Дети: с кругом, квадратам, овалом, треугольником
Воспитатель: А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.
В: Работаем на полоске с красным значком простым карандашом слева направо.
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ГРАНЬ КУБИКА.
В: Что вы нарисовали?
Д: фигуры
Воспитатель: Назовите их.
Дети: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг
Воспитатель: Как их можно назвать, одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: 5
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
Гимнастика для глаз. Дети сидят.
Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, быстро поморгали глазами, закрыли глаза, открыли, посмотрели вдаль. Вытянули правую руку вперед, следим за медленными движениями указательного пальца: вправо-влево, вверх-вниз.
В: Давайте ребята откроем второй конверт. Какого он цвета
Д: Синий.
В: Что же в конверте давайте посмотрим. (Достает домик). Я знаю, что все фигуры хотят жить в одном доме, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Прямоугольник будет жить в центре листа, круг поместим в левый верхний угол, в правый верхний угол – треугольник, в левый нижний угол квадрат, а в правый нижний овал. Мне кажется у прямоугольника изменилось настроение.
Д: Да, он стал веселый
Воспитатель: И вы я смотрю, заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Домом дружбы».
Воспитатель: А наш дом, детский сад, можно назвать «домом дружбы»
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Д: Отвечают.
В: Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга.
Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда откроем третий конверт. Какого он цвета?
Дети: желтый.
Воспитатель: А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Сейчас с этими цифрами поиграем.
Игра «По порядку становись». Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку.
Воспитатель: Число 3, назови свих соседей.
Дети: 2,4…
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю игру «Наоборот». Для этого нам надо перечислить числа в обратном порядке от 9 до 1.
Дети: Считают
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами.
(Собрать выполненные задания, сложить в конверт).
Воспитатель: Сколько у нас осталось конвертов?
Д: два.
Воспитатель: Откроем не красный конверт, а какой?
Дети: белый
В: Смотрите, что здесь лежит?
Д: Печенье.
Воспитатель: Если я разделю печенье пополам, сколько детей я смогу угостить?
Дети: 2 . –
Воспитатель: Как называются эти части?
Дети: Половинки.
В: Как называется одна часть?
Д: Одна вторая.
В: А теперь послушайте задание. Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на 4 части?
Дети: 4
Воспитатель: Как называются эти части?
Дети: Четвертинки.
Воспитатель: А одна часть?
Д: ¼
В: А две части, три части?
Д: отвечают.
В: А теперь я вам предлагаю отдохнуть.
Физминутка:
В понедельник я купался, (изображают плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался (умываемся)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем).
Очень долго танцевал (кружимся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши).
Целый день я отдыхал
(дети садятся на корточки, руки под щеку засыпают.)
Воспитатель: У нас осталось одно письмо. Как можно про него сказать, какое оно? (пятое последнее). Какого оно цвета?
Дети: красное.
Воспитатель: Жители страны Математики просят вас нарисовать математическую улицу с домиками и их жителями, которые в них живут.
Д: рисуют.
Воспитатель: А теперь нам пора обратно возвращаться в детский сад. Присаживайтесь на ковер самолет.
Д: Садятся на ковер.
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Вот мы и опять в детском саду. Понравилось вам наше путешествие?
Д: Да
В: Что вам больше всего понравилось сегодня?
Д: Делятся впечатлениями.