Конспект занятия по речевому развитию для детей старшей группы.
«Звуковая культура речи : дифференциация звуков С и Ш».
Цель: Упражнять детей в отчётливом произношении слов, содержащих звуки С-Ш; развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат; упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в дифференциации звуков С-Ш в словах, учить находить в рифмовках и загадках слова со звуками С-Ш; находить место звука в слове; совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание, воспитывать интерес к скороговоркам.
Материал и оборудование: Магнитофон, конверт с картинками, загадки, подбор скороговорок и чистоговорок; стол, стулья.
Предварительная работа: Игры « Найди слова», « Определи звук», «Где находится звук?», «Закончи предложение», «Рифмовки», «Подбери картинку», заучивание скороговорок, придумывание чистоговорок.
Ход:
Звучит аудиозапись звуков природы.
Дети сидят на ковре (стоят вокруг воспитателя).
Вос-ль: Ребята, послушайте. Что это?
Дети: Звуки природы.
Вос-ль: Верно. Человек часть природы, и мы тоже издаём – произносим звуки. Какие вы знаете звуки?
Дети: М, П, В, А, О. К, Н, Ч, У.
Вос-ль: (добавляет) Верно. Звуки соединяются в слова, так мы понимаем друг друга. Ой, ребята, я забыла! Мне сегодня почтальон отдал письмо и сказал: «Пригодится вам!». А я и не поняла. А раскроем-ка мы его!
Вос-ль несёт конверт, раскрывает и достаёт оттуда картинку, показывает и произносит с интонированием: СЛОН.
Какой звук я выделила?
Дети: Звук С.
Вос-ль: Верно. Когда мы говорим этот звук, губы в улыбке, а язык упирается в нижние зубы. Давайте все произнесём звук С , как будто из крана течёт вода.
Дети: С-С-С.
Вос-ль: Хорошо. Скажет Настя, Артём, Дима. А вот другая картинка.
Вос-ль достаёт картинку, показывает и произносит с интонированием: ШУБА. Какой я звук выделила?
Дети: Ш.
Вос-ль: Верно. Когда мы говорим этот звук, губы у нас округлённые, язык широкий и поднят выше верхних зубов. Давайте все произнесём звук Ш, как будто шипит змея.
Дети: Ш-Ш-Ш.
Вос-ль: Хорошо. Скажет Лёня, Настя, Полина, Ангелина.
Во многих словах, ребята живут эти звуки. Послушайте: СОВА, СОСКА, СЕЛЁДКА, ШЕРСТЬ, ШАМПУНЬ. Ребята, а ведь есть слова, в которых по два и более звуков. Послушайте:
Шашлык, сосиска, шашки, шалаш, суслик, сосулька.
Вос-ль: Перед тем как садиться на стулья, вы каждый назовёте слово со звуком С или Ш. Начнём.
Дети называют слова и садятся на стулья.
Вос-ль: Ребята, сейчас поиграем в игру «Подбери картинку». Я говорю предложение, а вы подбираете картинку с нужным словом. Итак:
У Насти красивая тёплая ….банка. Дима подбери картинку с нужным словом.
Дима: Шуба.
Вос-ль: Верно.
На столе стоит стеклянный…. книга (стакан)
По саванне гуляет большой…курица (слон)
Кошка у норки стережёт…. окно (мышь)
На праздник в небо улетел…. дом (шар)
На болоте сидит зелёная…….окно (лягушка) .
На полке стоит весёлая……пароход (матрёшка).
Конюх дал корм своей любимой….. кровати (лошадке).
В саду поспели….. кусты (сливы).
Дед ведёт под узцы упрямого….. кота (ослика).
На аэродроме стоит …. газета (самолёт).
Другие предложения по примеру.
Вос-ль: Молодцы. А теперь у нас чистоговорки. Но давайте, ребята, посоревнуемся: кто больше придумает чистоговорок мальчики или девочки. Предлагаю назвать команду девочек «Шоколадки», команду мальчиков «Солдатики».
Девочки: «Шоколадки».
Мальчики: «Солдатики».
Игра – соревнование.
Са-са-са – влетела к нам оса.
Со-со-со – у машины колесо.
Теперь вы, ребята, придумайте!
Ос-ос-ос - …………..у слона длинный нос.
Су-су-су - ………лошадей пасу.
Сы-сы-сы - ………у дяди выросли усы.
Ас-ас-ас………..Костя пьёт квас.
Ши-ши-ши – что то шепчут камыши.
Ше-ше-ше – это утки в камыше.
Ша-ша-ша - ……………листья падают шурша.
Шу-шу-шу - …….я письмо тебе пишу.
Шо-шо-шо - ….. у меня всё хорошо.
Аш-аш-аш…….в лесу стоит шалаш.
Вос-ль: Неплохо. Старались.
А сейчас отдохнём. Физкультминутка «Поварята». Встали.
Дети: Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту жмём, жмём.
Мы капусту солим, солим.
Мы морковку трём, трём.
Вкусный салатик у нас получился.
Вос-ль: Угостите рядом стоящего друга.
А назовите мне, ребята, слова из этой физкультминутке, в которых есть звук С.
Дети: Капуста, солим, вкусный, салатик, у нас, получился.
Вос-ль: А сейчас другая игра. Называется «На котором месте звук?» Мешаю карточки, показываю.
Дети: Стакан. Звук С находится вначале слова.
Вос-ль: Карандаш.
Дети: Карандаш. Звук Ш находится в конце слова.
Вос-ль:Собака.
Дети: Звук С находится в начале слова.
Вос-ль: Мишка.
Дети: Звук Ш находится в середине слова.
Другие слова по заданию.
Вос-ль: Молодцы. У кого, ребята, не получилось, будем ещё упражняться. Настал черёд скороговорок и я знаю вы их любите. И мне очень хочется , чтобы многие ребята поупражняли своё дыхание, речь и язычок. А соревнование «Шоколадок» и «Солдатиков» продолжается.
Хороши у бабушки пышки и оладушки.
Будем говорить обычно.
Катя:
Восп-ль: Теперь медленно.
Прохор:
Восп-ль: Теперь быстро.
Женя:
Восп-ль: Говорим тихо.
Артём:
Восп-ль: А умеете громко?
Настя:
Восп-ль: Молодцы. Другая скороговорка.
Купила Марусе
бусы бабуся.
Говорим медленно.
Костя:
Восп-ль: Теперь быстро.
Сеня:
Восп-ль: Говорим обычно.
Семён:
Восп-ль: Громко.
Арсен:
Восп-ль: Теперь тихо.
Лёня:
Вос-ль: Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
Работаем по заданию.
Вос-ль: Самолёт построим сами, понесёмся над лесами.
Работаем по заданию.
И остались у нас загадки. Посмотрите, у вас на столе тарелки с манной крупой. На что похожа манная крупа?
Дети: Снег, соль, сахар.
Вос-ль: Какой звук вы услышали?
Дети:
Вос-ль: Верно. Сейчас вы будете отгадывать загадки и рисовать пальцем на манной крупе отгадку. Готовы.
1. С неба падают пушинки,
Серебристые….. (снежинки).
2. Серебристая морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растет зимою вниз.(сосулька).
3. Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные … (Игрушки).
4. Её потряси, замолчат малыши.(погремушка).
5. На нитку шарики собрали
И в украшение связали.
Теперь блестят они на ёлке
Сквозь изумрудные иголки. (Бусы).
6. На красавице лесной
Золотится дождь волной —
С серебристого шнура
Вниз свисает... (мишура).
Дети рисуют: снежинку, морковку, шар, погремушку, маленькие кружки, полоска и зигзаг.
Молодцы. Работали хорошо, были внимательны и активны. И наши вкусные «Шоколадки» не уступали нашим смелым «Солдатикам»!