Конспект занятия по речевому развитию для детей старшей группы.

Автор: Федина Наталья Андреевна вкл. .

  «Звуковая культура речи : дифференциация звуков С и Ш».

Цель: Упражнять детей в отчётливом произношении слов, содержащих звуки С-Ш; развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат; упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в дифференциации звуков С-Ш в словах, учить находить в рифмовках и загадках  слова со звуками С-Ш; находить место звука в слове; совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание, воспитывать интерес к скороговоркам.

Материал и оборудование: Магнитофон, конверт с картинками, загадки, подбор скороговорок и чистоговорок; стол, стулья.

Предварительная работа: Игры « Найди слова»,  « Определи звук»,  «Где находится звук?», «Закончи предложение», «Рифмовки», «Подбери картинку», заучивание скороговорок, придумывание чистоговорок.

Ход:

Звучит аудиозапись звуков природы.

Дети сидят на ковре (стоят вокруг воспитателя).

Вос-ль: Ребята, послушайте. Что это?

Дети: Звуки природы.

Вос-ль: Верно. Человек часть природы, и мы тоже издаём – произносим звуки. Какие вы знаете звуки?

Дети: М, П, В, А, О. К, Н, Ч, У.

Вос-ль: (добавляет) Верно. Звуки соединяются в слова, так мы понимаем друг друга. Ой, ребята, я забыла! Мне сегодня почтальон отдал письмо и сказал: «Пригодится вам!». А я и не поняла. А раскроем-ка мы его!

Вос-ль несёт конверт, раскрывает и достаёт оттуда картинку, показывает и произносит с интонированием: СЛОН.

Какой звук я выделила?

Дети: Звук С.

Вос-ль: Верно. Когда мы говорим этот звук, губы в улыбке, а язык упирается в нижние зубы. Давайте все  произнесём звук С ,  как будто из крана течёт вода.

Дети: С-С-С.

Вос-ль: Хорошо. Скажет Настя, Артём, Дима. А вот другая картинка.

Вос-ль достаёт картинку, показывает  и произносит с интонированием: ШУБА. Какой я звук  выделила?

Дети: Ш.

Вос-ль: Верно. Когда мы говорим этот звук, губы у нас округлённые, язык широкий и поднят выше верхних зубов. Давайте все  произнесём звук Ш, как будто шипит змея.

Дети: Ш-Ш-Ш.

Вос-ль: Хорошо. Скажет Лёня, Настя, Полина, Ангелина.

Во многих словах, ребята живут эти звуки. Послушайте: СОВА, СОСКА, СЕЛЁДКА, ШЕРСТЬ, ШАМПУНЬ. Ребята, а ведь есть слова, в которых по два и более звуков. Послушайте:

Шашлык, сосиска, шашки, шалаш, суслик, сосулька.

Вос-ль:  Перед тем как садиться на стулья, вы каждый назовёте слово со звуком С или Ш. Начнём.

Дети называют слова и садятся на стулья.

Вос-ль: Ребята, сейчас поиграем в игру «Подбери картинку». Я говорю предложение, а вы подбираете картинку с нужным словом. Итак:

У Насти красивая тёплая ….банка. Дима подбери картинку с нужным словом.

Дима: Шуба.

Вос-ль: Верно.

На столе стоит стеклянный…. книга (стакан)

По саванне гуляет большой…курица (слон)

Кошка у норки стережёт…. окно (мышь)

На праздник в небо улетел…. дом (шар)

На болоте сидит зелёная…….окно (лягушка) .

На полке стоит весёлая……пароход (матрёшка).

Конюх дал корм своей любимой….. кровати (лошадке).

В саду поспели….. кусты (сливы).

Дед ведёт под узцы  упрямого….. кота (ослика).

На аэродроме стоит …. газета (самолёт).

Другие предложения по примеру.

Вос-ль: Молодцы. А теперь у нас чистоговорки. Но давайте, ребята, посоревнуемся: кто больше придумает чистоговорок мальчики или девочки.   Предлагаю назвать команду девочек  «Шоколадки», команду мальчиков «Солдатики».

Девочки: «Шоколадки».

Мальчики: «Солдатики».

 Игра – соревнование.

Са-са-са – влетела к нам оса.

Со-со-со – у машины колесо.

Теперь вы, ребята, придумайте!

Ос-ос-ос - …………..у слона длинный нос.

Су-су-су - ………лошадей пасу.

Сы-сы-сы - ………у дяди выросли усы.

Ас-ас-ас………..Костя пьёт квас.

Ши-ши-ши – что то шепчут камыши.

Ше-ше-ше – это утки в камыше.

Ша-ша-ша - ……………листья падают шурша.

Шу-шу-шу - …….я письмо тебе пишу.

Шо-шо-шо - ….. у меня всё хорошо.

Аш-аш-аш…….в лесу стоит шалаш.

Вос-ль: Неплохо. Старались.

А сейчас отдохнём.  Физкультминутка «Поварята». Встали.

Дети: Мы капусту рубим, рубим.

          Мы капусту режем, режем.

         Мы капусту жмём, жмём.

         Мы капусту солим, солим.

         Мы морковку трём, трём.

         Вкусный  салатик у нас получился.

Вос-ль: Угостите рядом стоящего друга.

 А назовите мне, ребята, слова из этой физкультминутке, в которых есть звук С.

Дети: Капуста, солим, вкусный, салатик, у нас, получился.  

Вос-ль: А сейчас другая игра. Называется  «На котором месте звук?» Мешаю карточки, показываю.

Дети: Стакан. Звук С находится вначале слова.

Вос-ль: Карандаш.

Дети: Карандаш. Звук Ш находится в конце слова.

Вос-ль:Собака.

Дети: Звук С находится в начале слова.

Вос-ль: Мишка.

Дети: Звук Ш находится в середине слова.

Другие слова по заданию.

Вос-ль: Молодцы. У кого, ребята, не получилось, будем ещё упражняться. Настал черёд скороговорок и я знаю вы их любите. И мне очень хочется , чтобы многие ребята поупражняли своё дыхание, речь и язычок. А соревнование «Шоколадок» и «Солдатиков» продолжается.

Хороши у бабушки пышки и оладушки.

Будем говорить обычно.

Катя:

Восп-ль: Теперь медленно.

Прохор:

Восп-ль: Теперь быстро.

Женя:

Восп-ль: Говорим тихо.

Артём:

Восп-ль: А умеете громко?

Настя:

Восп-ль: Молодцы. Другая скороговорка.

Купила Марусе

бусы бабуся.

Говорим медленно.

Костя:

Восп-ль: Теперь быстро.

Сеня:

Восп-ль: Говорим обычно.

Семён:

Восп-ль: Громко.

Арсен:

Восп-ль: Теперь тихо.

Лёня:

Вос-ль: Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Работаем по заданию.

Вос-ль: Самолёт построим сами, понесёмся над лесами.

Работаем по заданию.

И остались у нас загадки. Посмотрите, у вас на столе  тарелки с манной крупой. На что похожа манная крупа?

Дети: Снег, соль, сахар.

Вос-ль: Какой звук вы услышали?

Дети:

 Вос-ль: Верно. Сейчас вы будете отгадывать загадки и рисовать пальцем на манной крупе отгадку. Готовы.

1. С неба падают пушинки,

Серебристые….. (снежинки).

2. Серебристая морковка

 Прицепилась к крыше ловко.

 Уцепилась за карниз

 И растет зимою вниз.(сосулька).

3. Встанет елочка в углу

У окошка на полу.

А на елке до макушки

Разноцветные … (Игрушки).

4. Её потряси, замолчат малыши.(погремушка).

5. На нитку шарики собрали

И в украшение связали.

Теперь блестят они на ёлке

Сквозь изумрудные иголки. (Бусы).

6. На красавице лесной

Золотится дождь волной —

С серебристого шнура

Вниз свисает... (мишура).

Дети рисуют: снежинку, морковку, шар, погремушку, маленькие кружки, полоска и зигзаг.

Молодцы. Работали хорошо, были внимательны и активны. И наши вкусные «Шоколадки» не уступали нашим смелым «Солдатикам»!