Конспект занятия по познавательному развитию, приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа с использованием мультимедийной игры «Машины загадки». «Зимние посиделки»

Автор: Федина Наталья Андреевна вкл. .

Цель и задачи: Приобщать детей к истокам народных традиций: познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание, закрепить знания о малых фольклорных жанрах, о старинных и современных предметах, праздниках, умения играть в народные игры. Развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, патриотические чувства, желание показать своё умение и творческие способности.

Обогащение словаря: Промысел, гардероб, холст, завалинка, подзор, покос, жатва, пичужки, талант, предки.

Предварительная работа: Разучивание малых фольклорных жанров, игр, знакомство с вышивкой, разучивание песен, ручной труд -  вышивание с детьми швом «верёвочка».

Материал и оборудование: Макет русской избы, небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др.; наборы для вышивания (ткань, натянутая на пяльца, игла, цветные нитки «мулине»), клубки, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар, мультимедийная игра «Машины загадки», ноутбук.

Ход занятия.

Восп-ль: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть. Вам ли сегодня туманиться да печалиться.

Всех ребят приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется. Садитесь дети (сидят полукругом).

               В старину

               На завалинках, в светёлках

               Иль на брёвнышках каких

               Собирали посиделки

               Пожилых и молодых.

               При лучине ли сидели

               Иль под светлый небосвод,

               Говорили, песни пели

               И водили хоровод.

               А играли как!

               В «Смешинку», в «Коршун»,

               «Ручеёк», «Горелки»!

               Ах, все игры хороши!

               Словом эти посиделки

               Были праздником души!

               А теперь –

               Быт людей отмечен веком

               Поменялся старый мир.

               Нынче все по « сусекам»

               Личных дач или квартир.

               Наш досуг порою мелок

               И чего там говори

               Скучно жить без посиделок

               Их бы надо возродить!

Вот есть и начало. А доброе начало, как говориться, половина дела!

Принесла я  вам, ребята, забавушек на всякий вкус: кому – считалку, кому – загадку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому – ремесло.

Ребята, в старину зимой на посиделках, когда не было работы в поле, люди собирались в чьей-нибудь избе. Пожилые и молодые плели корзины, лапти, вязали, ткали, пряли, вышивали. Нередко за рукоделием и пели.

Сейчас мы с вами представим, как это было.

Приглашаю заняться вышиванием Леру, Колю, Арину, Лизу. А мы, ребята, будем петь и посмотрим, как ловко вышивают они, как спориться работа в их руках. «С песней труд спорится» - говорят в народе.

(дети размещаются за столом с вышивкой).

Остальные дети поют песню «А я по лугу».

Восп-ль: Ну что, ребята, с песней вам веселее работалось?

Дети:

(садятся на свои места)

Восп-ль: Мы, ребята, познакомились с одним из самых древних в нашей стране художественных промыслов – вышивание.

Увлечёт вас вышивка или нет – кто знает, но расскажу вам немного истории.

С давних времён сеют на нашей земле лён, ткут из него холст на ткацком станке. А из холста шьют одежду. Небогатый гардероб был у наших предков – сарафан, рубаха, порты. На сундуках скатерть, полотенце на зеркало, подзор на кровати – всё изо льна. И все одного цвета – белого. Но вот взялась русская женщина за иголку да за цветную нитку. Вышила. Легла на крестьянский стол расшитая скатерть – и в избе светло стало. Стало нарядным и полотенце. Ни одно событие без полотенца не обходилось. И свадьба, и рождение. Хлеб-соль гостям на расшитом полотенце подавали.  Одна другой краше выходили девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты их сарафаны, у парней рубахи тоже вышивкой украшены. Самые лучшие наряды надевали деревенские жители на покос да на жатву – хлеб убирать с поля считалось праздником. Ну и, конечно, на другие праздники и на свадьбу. Трудная задача доставалась невесте: ни одну долгую зиму просиживала она за иголкой да за пяльцами, готовя своё приданое. Не завянут цветы и узоры на ткани. Вот какое волшебное свойство таится в вышивке. (Показ работы  с вышивкой).

Ой, мне ведь надо печку затопить.

(Беру поленья) Да здесь, на каждом полене пословицы о труде да о мастерстве написаны.

(Читаю) «Делать как-нибудь…(дети договаривают)…никак не делать».

(Читаю) «С ремеслом…(дети договаривают)…не пропадёшь».

(Читаю) «Не игла шьёт…(дети договаривают)…а рука».

(Читаю) «Дело …(дети договаривают)…мастера боится».

(Читаю) «Землю красит солнце…(дети договаривают)…а человека труд».

(Читаю) «Без труда…(дети договаривают)…не вытащишь и рыбку из пруда».

(Читаю) «Скучен день до вечера…(дети договаривают)   коли делать нечего».

(Читаю) «Делу время…(дети договаривают)…потехе – час».

Восп-ль: Молодцы. Тогда оставлю я эти поленца, да другим детям расскажу.

               На Руси уж так идёт,

              Что талантливый народ.

              Сам себе и жнец и швец

              И на дудочке игрец!

              И блоху он подкуёт,

              Дом добротный возведёт.

« Делу время, потехе – час» - правильно вы, ребята, подметили.

Вот очередь пришла и для игр-забав.

              Смешные диалоги в лицах

              Сидят в теремах-светлицах,

              Щёлкают орешки

              Да творят насмешки!

1.  Конкурс «Кто расскажет смешные диалоги?».

Дети:

Восп-ль: Молодцы.

              А сейчас поиграем все в любимую игру «Ручеёк».

               

              Будем весело играть, себе друга выбирать.

              (Звучит русская народная мелодия «Из-под дуба…», дети играют).

Восп-ль: Молодцы ребята. Садитесь.

              Вот на очереди для вас считалки.

              Ты считалку расскажи,

              Свою смекалку покажи.

Дети:

2. Конкурс считалок.

Восп-ль: Молодцы.

             А теперь я буду говорить считалку. А вы передавайте друг другу бубен. На ком остановится считалка, тот загадывает загадку.

(Даю бубен) Ты катись весёлый бубен

                      Быстро-быстро по рукам.

                      У кого весёлый бубен,

                      Тот загадку скажет нам.

3. «Игра с бубном».

Восп-ль: Хорошо играли, загадки все были разные.

               А кто из вас скороговорки говорить горазд?

             (предлагаю)

               Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

               Маша кудри распустила, солнце их позолотило.

              Летят три пичужки через три пустых избушки.

               Вставай Архип – петух охрип.

Дети: (проговаривают).

Восп-ль: Молодцы.

              Выходи играть, плетень заплетать!

4. Игра «Плетень».

Восп-ль: Вот как весело у нас, ноги сами рвутся в пляс!

                А у меня есть игра для вас современнаяда на старинный лад. Включаю мультимедийную игру «Машины загадки».

1 слайд – дети (ребёнок) отгадывают загадку о репе и нажимает на правильную картинку.

2 слайд – дети выбирают картинку и говорят закличку.

3 слайд – дети определяют русские народные музыкальные инструменты.

4 слайд – дети определяют старинные и современные предметы.

5 слайд – дети зачёркивают предмет, который не подходит к русскому народному празднику «Масленица».

Когда правильный ответ Маша хлопает в ладоши, когда неправильный, хмурится.

               Игра.


Вос-ль: Понравилась, дети, вам играть в такую ?

Дети:

Вщс-ль: А вот играми сыт не будешь. На посиделках гостей угощали. Чем же мне вас угостить?

            Я вас чаем угощаю, за стол приглашаю.

            (Чаепитие) Чай горячий – наша сила, украшение стола. Приятного аппетита!