Информационно-исследовательский проект для старшей группы «Комнатные цветы» и использование ТРИЗ

Автор: Мотовичева Елена Андреевна, Скичкова Оксана Александровна вкл. .

"Комнатные цветы" (презентация

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта:

информационно-исследовательский.

Длительность проекта:

средней продолжительности (две недели).

Причина разработки проекта:

недостаток у детей знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

Цель:

  • развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность, наглядно-действенное мышление;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям.

Задачи:

  • уточнить и систематизировать знания детей о растениях и их назначением, дать знания о причинах повреждения и правилах ухода за комнатными растениями, закреплять умение узнавать, называть и сравнивать комнатные растения( поверхность листьев, их количество, расположение);
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • формировать опыт классифицировать растения по группам ТРИЗ.

Ожидаемый результат:

1. Первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности.

2. Собранная информация по проблеме.

3. Сформированные знания детей о комнатных растениях и ухода за ними.

Полученные интеллектуальные продукты:

1. Консультации для родителей:

«Оздоровление воздуха с помощью растений»;

«Лекарственные растения на вашем окне»;

«Сказки  о комнатных растениях».

2.  Творческое задание « Цветовод».

3.  Экскурсии в младшую и среднюю группы.

4. Изготовление д/и « Кольца Луллия».

К чему мы стремимся?

1. Помогать детям находить необычное в обычном – в окружающих их предметах, развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир.

2.  Формировать у ребят умение устанавливать причинно- следственные  связи.

3. Учить выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия, доказывать правильность обобщения.

4. Поощрять желание трудиться вместе со сверстниками, соотносить свои действия с действиями других детей.

Ход реализации проекта:

На занятиях мы знакомили детей с комнатными растениями и их названиями. Рисовали комнатные растения такие как: сансивьера, бальзамин.  Лепили фиалку, проводили аппликацию «бальзамин». Читали художественной литературы: «Стихи и загадки о комнатных растениях», « Энциклопедия комнатные растения», «Сказки о комнатных цветах».  Использовали дидактические игры: «Найди по описанию», «Отгадайте, что за растения», «Узнай растения», «Кольца Луллия»,                 « Составь цветок» , «Ботанические пазлы».

Использование ТРИЗ: «Куб ТРИЗ», « Кольца Луллия».

Провели беседы: «Строение комнатного растения», «Что необходимо растению для роста?», «Как ухаживать за комнатными  растениями?», «Растения наши защитники», «Лекарственные растения», «Болезни и вредители комнатных растений».

Давали поручения:

Взрыхлить землю, полить комнатные цветы, протереть листья от пыли, убрать сухие листья.

Наблюдения:«как появляются корни у молодого растения», «для чего растениям нужна вода», «строение листа (с помощью микроскопа и лупы)», «экскурсия в среднюю и младшую группы детского сада».

Ставили опыт:    «Может ли дышать растение?»

Цель:узнать, с какой стороны листа в растении проникает воздух.

Оборудование: комнатное растение,  вазелин, лупа

Ход опыта

намазать толстый слой вазелина на верхнюю и нижнюю поверхности нескольких листьев;

ежедневно в течении недели наблюдать за  растением;

есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу

Итоги: листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.

Вывод:отверстия на нижних поверхностях листьев – устьица – служат  для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.

Провели акцию «Подари цветок»

Цель:поблагодарить детей младшей и средней групп за предоставленную информацию о комнатных растениях и интересную экскурсию

Викторины –загадки:

1. Что мы знаем о комнатных растениях?

2.  Какие цветы твои любимые?

3. Какие цветы растут у вас дома?

4.  Как вы относитесь к цветам?

5. Что необходимо для цветения?

Мы узнали:

  • Что комнатный цветок «живой» и нуждается в уходе .
  • Как помочь растению в определенной ситуации, распознать признаки опасности
  • Как дышит растение
  • О бережном отношении к растениям.