Информационно-исследовательский проект для старшей группы «Комнатные цветы» и использование ТРИЗ
"Комнатные цветы" (презентация)
Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта:
информационно-исследовательский.
Длительность проекта:
средней продолжительности (две недели).
Причина разработки проекта:
недостаток у детей знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Цель:
- развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность, наглядно-действенное мышление;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям.
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о растениях и их назначением, дать знания о причинах повреждения и правилах ухода за комнатными растениями, закреплять умение узнавать, называть и сравнивать комнатные растения( поверхность листьев, их количество, расположение);
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- формировать опыт классифицировать растения по группам ТРИЗ.
Ожидаемый результат:
1. Первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности.
2. Собранная информация по проблеме.
3. Сформированные знания детей о комнатных растениях и ухода за ними.
Полученные интеллектуальные продукты:
1. Консультации для родителей:
«Оздоровление воздуха с помощью растений»;
«Лекарственные растения на вашем окне»;
«Сказки о комнатных растениях».
2. Творческое задание « Цветовод».
3. Экскурсии в младшую и среднюю группы.
4. Изготовление д/и « Кольца Луллия».
К чему мы стремимся?
1. Помогать детям находить необычное в обычном – в окружающих их предметах, развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир.
2. Формировать у ребят умение устанавливать причинно- следственные связи.
3. Учить выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия, доказывать правильность обобщения.
4. Поощрять желание трудиться вместе со сверстниками, соотносить свои действия с действиями других детей.
Ход реализации проекта:
На занятиях мы знакомили детей с комнатными растениями и их названиями. Рисовали комнатные растения такие как: сансивьера, бальзамин. Лепили фиалку, проводили аппликацию «бальзамин». Читали художественной литературы: «Стихи и загадки о комнатных растениях», « Энциклопедия комнатные растения», «Сказки о комнатных цветах». Использовали дидактические игры: «Найди по описанию», «Отгадайте, что за растения», «Узнай растения», «Кольца Луллия», « Составь цветок» , «Ботанические пазлы».
Использование ТРИЗ: «Куб ТРИЗ», « Кольца Луллия».
Провели беседы: «Строение комнатного растения», «Что необходимо растению для роста?», «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Растения наши защитники», «Лекарственные растения», «Болезни и вредители комнатных растений».
Давали поручения:
Взрыхлить землю, полить комнатные цветы, протереть листья от пыли, убрать сухие листья.
Наблюдения:«как появляются корни у молодого растения», «для чего растениям нужна вода», «строение листа (с помощью микроскопа и лупы)», «экскурсия в среднюю и младшую группы детского сада».
Ставили опыт: «Может ли дышать растение?»
Цель:узнать, с какой стороны листа в растении проникает воздух.
Оборудование: комнатное растение, вазелин, лупа
Ход опыта:
намазать толстый слой вазелина на верхнюю и нижнюю поверхности нескольких листьев;
ежедневно в течении недели наблюдать за растением;
есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу
Итоги: листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.
Вывод:отверстия на нижних поверхностях листьев – устьица – служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.
Провели акцию «Подари цветок»
Цель:поблагодарить детей младшей и средней групп за предоставленную информацию о комнатных растениях и интересную экскурсию
Викторины –загадки:
1. Что мы знаем о комнатных растениях?
2. Какие цветы твои любимые?
3. Какие цветы растут у вас дома?
4. Как вы относитесь к цветам?
5. Что необходимо для цветения?
Мы узнали:
- Что комнатный цветок «живой» и нуждается в уходе .
- Как помочь растению в определенной ситуации, распознать признаки опасности
- Как дышит растение
- О бережном отношении к растениям.