«Все мы разные, но все мы равные»

Автор: Скичкова Оксана Александровна вкл. .

Доклад  о воспитании толерантности :«Все мы разные, но все мы равные».

Мы знаем детство — это период преодоления проблем как маленького человечка, так и общества в целом. Формирование у детей навыков толерантности, т.е. уважительного и доброжелательного поведения по отношению к представителям разных культур и национальностей, умение принимать все, что его окружает как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения,  основывается именно в этом возрасте. Эти умения оказывают положительное влияние на человека, преображают и возвращают его в состояние гармонии.

В нравственном развитии ребенка особую роль играет дошкольное образование и воспитание, как начальная стадия формирования навыков толерантности. Период дошкольного детства  один из очень важных, в развитии личности ребенка, этапов, потому что дошкольное время – это время  развития психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Со старшего дошкольного возраста необходимо начинать воспитывать в детях чувство толерантности, потому что для воспитания навыков толерантности и нравственности этот возраст наиболее подходящий, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Во время воспитания  толерантности у детей необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Как и во многих детских садах, в нашем детском саду также воспитываются дети разных национальностей, культур, этнических групп. Для поддержания доброго отношения между детьми мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех.

У дошкольников в процессе НОД, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсиях  закладываются основы толерантности. А также огромную роль играет каждодневная работа педагогов.

Взаимодействие родителей и педагогов очень важно в закладывании основ толерантности. Особую роль, а точнее самую важную роль в воспитании чувства толерантности у детей играет семья.  Первые и, так скажем, основные воспитатели детей - это родители, и очень важно, чтобы родители и педагоги были союзниками в воспитании детей. На толерантность ребенка, в первую очередь, оказывает влияние отношений между членами семьи, между родственниками. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Россия – это многонациональная страна. На огромной территории необъятной России издавна проживает множество народов, у каждого народа свои традиции. В фольклоре запечатлен весь многовековой опыт совместного проживания различных национальностей на территориях России. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общества,  раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. Во многих книгах рассказывается о многочисленных народах, проживающих на российских территориях, таких как:  народы юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти нужные  источники используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Воспитание чувства толерантности у детей-дошкольников в силу своей сложности и трудоемкости включает в себя большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, для ознакомления детей с культурными ценностями, как своего народа, так и народов мира; деятельность дошкольников по сценариям, основой которых являются сказки народов мира
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, для развития практического применения дошкольниками толерантного отношения  друг другу.

3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие; 
4) проведение русских народных праздников, таких как “Масленица,  в соответствии с народным календарем; 
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования их народных праздников в разных странах;
8) игры-занятия, созданные по материалам различного рода сказок, для развития практических случаев межличностных контактов с помощью сказочных ситуаций.

В качестве вывода мы бы хотели сказать, что для воспитания толерантности есть огромное количество связующих нитей народов разных стран. У педагогов, как ни у кого другого, есть шанс воспитать подрастающее поколение толерантным и терпимым, повлиять на их мировоззрение. Достучаться до детских сердец сложно, но это необходимо, так как, воспитывая подрастающее поколение, мы воспитываем нацию. Ни для кого не секрет, что будущее народа за подрастающим поколением. Дорогие педагоги и родители, давайте не будем равнодушны к проблеме всего человечества. Ведь в дальнейшем мы будем жить в стране, построенной на мировоззрениях наших детей.  

Личность самого воспитателя играет огромную роль в формировании чувства толерантности и терпимости. Дети, видя перед собой воспитателя, отличающегося от них цветом глаз, волос, разрезом глаз и т.д., но несмотря на все отличия любящего его не меньше чем другие воспитатели, начнут воспринимать различия между людьми нормальным явлением, таким образом, толерантность сама проявит себя и останется с ребенком на всю его сознательную жизнь.