Развитие коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости у дошкольников

Автор: Емельянова Елена Викторовна вкл. .


Опыт работы Емельяновой Е. В. по развитию коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
Новая модель организации образовательного процесса, согласно ФГТ, предусматривает «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». То есть уходит понятие «занятия» как обязательной формы дидактической деятельности детей и ему на смену приходит понятие «непосредственной образовательной деятельности», в ходе которой воспитатель становится равноправным партнером и включается в деятельность наравне с детьми, а дети присоединяются к деятельности добровольно и работают каждый в своем темпе.
Изменились также требования к результатам образовательного процесса: «социальный портрет» выпускника содержит совокупность интегративных качеств, которые позволят ему быть успешным в школе и социуме.
Таким образом, современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, что обуславливает определенные требования к деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Основной целью педагогической деятельности дошкольных учреждений является развитие интегративных качеств ребенка, а одним из направлений в развитии этих качеств является развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. Ребенок должен откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Для этого необходимо владеть коммуникативными навыками, ведь развитие коммуникативных качеств дошкольников является важнейшим направлением социально- личностного развития ребенка, что отражено в требованиях ФГТ к планируемым итоговым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Поэтому при решении проблемы развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста, возникает необходимость:
-овладения воспитателем методами психолого-педагогического воздействия на ребенка;
-формирования субъективного отношения к ребенку.
Для развития такого социально- личностного аспекта как коммуникативные качества и эмоциональнаясаморегуляция у дошкольников мне потребовалось изучитьтакиесовременныеинновационныетехнологии как: Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее! »; Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить! »»;Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., «Психолого-педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей старшего дошкольного возраста» и др.
На основе изученных технологий составила:
перспективный план по развитию коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
- примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников;
-картотеку эмоциональных игр и упражнений;
-картотеку игр и упражнений для развития коммуникативных способностей;
-картотеку сюжетно-ролевых игр.
Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности,то она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Поэтому в образовательную область «Социализация» включила цикл игр, направленных на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом. Для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем ближнему», «Что можно сделать для друга» способствуют формированию у детей умения замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
Цикл игр для развития эмоций формирует умение произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением, знакомит детей с «азбукой эмоций».
С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения можно включить (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала НОД, заключительную часть или физкультминутку.
Для разборов конфликтных ситуаций использую «Коврик злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «Островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков) .
Для снятия мышечного и эмоционального напряжения я использую следующие пособия: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей.
В образовательную область «Коммуникация» я включила игры, направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение упражнений таких, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, сближению детей, совершенствует речь как средство общения. Задачам формирования у ребенка умения принимать во внимание точку зрения другого, структурированию и систематизации представлений о себе и другом ребенке, формированию устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других служат такие игры, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда... », «Когда меня обижают... », «Меня беспокоит... »
В образовательную область «Чтение художественной литературы» я включила чтение произведений и эмоционально- нравственную оценку поступков и чувств героев, драматизация отрывков из литературных произведений с целью «проживания» конфликтной ситуации и поиска выхода из нее без применения силы, а с помощью высказывания своих мыслей и чувств.
Для закрепления провожу сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-путешествия, организовываю совместную деятельность с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнования, фестивали, конкурсы).
Для диагностики коммуникативных навыковиспользую:
- методику И. А. Зимней «Сформированность умений межличностного общения». Ее целью является изучение сформированности ряда умений межличностного общения ребенка со сверстниками.
- методику Н.В.Клюевой и Ю.В. Касаткиной «Учим детей общению». Цельметодики- выявить уровень сформированности коммуникативных навыков, а также изучить и оценить межличностные отношения в группедетейстаршегодошкольного возраста.
Для диагностики эмоциональной сферы использую методику«Капитанкорабля». Ее целью является социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей дошкольного возраста.
Также дляпроведения диагностики мноюиспользуется наблюдение, беседа, рассматривание рисунков детей.
Проведенная работа способствует коммуникативному развитию личности дошкольника, в ее результате у детей сформированы следующие умения и навыки:
- вести диалог со сверстниками и взрослыми;
- соотносить свои устремления с интересами других людей;
- продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
- получать необходимую информацию в общении;
- выслушать другого, прийти к общему решению;
- принимать помощь;
- понимать чувства и эмоции других людей;
- контролировать свои.
Данные умения и навыки позволят развить у ребенка такие интегративные качества личности как:
-эмоционально отзывчивый;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми, что и являлось целью описанной выше работы.