КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Цель: создать условия для расширения и уточнения у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина».
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями;
- развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость;
- формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения.
Речевое развитие:
- совершенствовать умение образовывать однокоренные слова;
- совершенствовать умение узнавать предмет, изображённый на картинке, умение рассказывать о содержании собранной картинки;
- формировать потребность в самостоятельной речевой деятельности, обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать самостоятельность, коммуникативные качества, творческое воображение.
Познавательное развитие:
- развивать познавательный интерес и познавательную активность.
Методы и приёмы: вводная беседа, чтение стихотворения В.Степанова «Что мы Родиной зовём», виртуальная экскурсия по п. Новосемейкино, игра с мячом «Назови и расскажи о малой и большой Родине», мультимедийная дидактическая игра «Четвёртый лишний», игра с мячом «Семейка слов», отгадывание загадок, игра «Собери пазлы», игра «Мечтатели», создание альбома «Моя малая Родина – Новосемейкино»
Материалы и оборудование: устройство ИКТ, мяч, фото с изображением мест остановок (школа, ДДТ, футбольное поле Акрон, ТЦ «Юбилейный», озеро, памятник Алёше, ДК «Кристалл»), пазлы в конвертах «Флаг России», «Флаг Самарской области», картон, клей, салфетки.
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игра с мячом «Семейка слов» |
Коммуникативная | Чтение стихотворения В.Степанова «Что мы Родиной зовём», отгадывание загадок, игра «Мечтатели» |
Познавательно-исследовательская | Игра «Собери пазлы», виртуальная экскурсия по п. Новосемейкино |
Игровая | Игра «Назови и расскажи о малой и большой Родине», мультимедийная дидактическая игра «Четвёртый лишний» |
Изобразительная | Создание альбома «Моя малая Родина – Новосемейкино» |
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Приветствие | |||
Дети, подойдите, пожалуйста, к столу и посмотрите, что за предметы лежат у меня на столе? (Знакомые детям: герб и флаг Самарской области, фотографии родного поселка). Пояснение: Молодцы, вы правильно назвали все предметы. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о нашем посёлке Новосемейкино). В: Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это наш район, город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Рассказываем поочереди с детьми Что мы Родиной зовём В: А чтобы нам было интересно, я предлагаю совершить путешествие по нашему посёлку, но, не покидая нашей группы. Как можно это сделать? (посмотреть книги, фотографии, поиграть в игру и представить себе, что мы едем по городу на машине, автобусе) Хорошо, можно представить, что мы поехали на автобусе. |
Дети называют герб и флаг Самарской области, места родного поселка Дети поочереди Дом, где мы с тобой растём. И берёзки у дороги, По которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережем, Край, где мы с тобой живём… Дети высказывают свои мнения Дети моделируют автобус из стульев перед большим экраном и занимают свои места |
|||
Деятельностный |
Развивать способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями. Развивать познавательный интерес и познавательную активность Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова Развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость Формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения. Совершенствовать умение узнавать предмет, изображённый на картинке, умение рассказывать о содержании собранной картинки. Формировать потребность в самостоятельной речевой деятельности, обогащение и активизация словаря, развитие связной речи Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, творческое воображение. |
Игра с мячом «Назови и расскажи о малой и большой Родине» |
Правильно называют объекты России Умеют выбирать лишний предмет из множества Называют однокоренные слова к слову Родина Умеют отгадывать загадки Визуально сравнивают, правильно соединяют детали в единое целое Умеют самостоятельно составлять рассказы Ответственно относятся к общественно-значимым заданиям |
|
В: Дети, если вы не против, я буду вашим экскурсоводом. А сейчас закройте глаза и представьте, как мы отъезжаем от детского сада, едем и смотрим в окно. Справа от нас находятся жилые дома, возле них стоят красивые осенние деревья. Слева от нас находится соседний детский сад с игровыми площадками. На улице теплый, осенний денёк. Открываем глаза. Посмотрите, куда мы подъехали? (на слайде фото школы). Правильно, это школа посёлка, и её ученики подготовили для вас задание В: Предлагаю взять вам мяч, но не пускаться тут, же вскачь, а, ответьте по очереди все, что вы знаете о своей стране. Ребята сейчас я буду задавать вопрос и каждому из вас кидать мяч, первым отвечает тот, у кого в руках мяч. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Столица нашей Родины России? (Москва) Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин) Как называется наша область? (самарская) Как называется наш район? (Красноярский) В каком посёлке мы живём? (Новосемейкино) Как называют жителей поселка Новосемейкино? (новосемейкинцы) На какой улице ты живешь? (Рудничная …) Любимое место в нашем селе, где тебе нравится гулять с друзьями? Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги В: За верные ответы школьники дарят вам на память фотографию свое школы. |
Дети садятся в «автобус», имитируют езду Дети называют объект посёлка Дети поочереди отвечают на вопросы Дети берут фото |
|||
Мультимедийная дидактическая игра «Четвертый лишний» | ||||
В: Заходите в автобус, садитесь на свои места, закройте глаза и представьте, что мы проезжаем вдоль высокой горы, проезжаем мимо отделения полиции и останавливаемся возле соседнего здания. Открываем глаза (слайд с изображением ДДТ). В: Правильно, это Дом Детского Творчества. Воспитанники ДДТ тоже подготовили для вас задание. Инструкция: найти, объяснить и объяснить почему. В: Ребята перед вами слайд-шоу с изображением четырех разных предметов. Ваша задача назвать лишнюю картинку и обосновать свою точку зрения. На каждом слайде изображение четырех предметов, один из них лишний Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги В: За вашу смекалку вы получаете фото ДДТ. |
Дети называют объект посёлка Дети выбирают лишнее изображение |
|||
Игра с мячом «Семейка слов» | ||||
В: Приглашаю вас занять свои места в автобусе, закрывайте глаза и представьте, что мы едем по улице Рудничной , мимо нас мелькают жилые дома, магазины, детишки с футбольными мячами, спешащие на своё любимое поле. Узнали, что это? (Футбольное поле Акрон) В: Молодцы! Много хороших футболистов вырастил наш посёлок, которые занимают призовые места на соревнованиях. Тренера предлагают вам размяться с мячом, выходите на поле. Инструкция: образовывать слова из одной семейки со словом Родина. - Каким, словом можно назвать папу и маму? (Родители.) - А каким, словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.) - Какой брат у тебя есть? (Родной.) - А кто живет в нашей стране? (Народ.) - Какую песню мы пели? (Народную.) - Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.) В: Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина — это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина — родная земля. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги. |
Дети называют объект посёлка Дети образовывают однокоренные слова к слову Родина |
|||
Игра «Отгадай загадки» | ||||
В: Предлагаю продолжить наше путешествие, занимайте свои места. Закрывайте глаза и представьте, что мы едем по центральной улице посёлка, мимо высоких зеленых елей и подъезжаем к центральному магазину поселка. Узнали, что это за место? (фото Юбилейного) В: Сотрудники магазина «Юбилейный» хотят проверить знаете ли вы свой посёлок? Они передали мне загадки, я буду их загадывать, а кто догадается, о чём идёт речь поднимет руку и расскажет нам всё, что знает об этом здании. Вы готовы! И так начинаем В:1. Стоит дом, кто в него войдёт, тот знания приобретёт Д: Школа. В:2. Снаружи смотришь — дом, как дом. Но, нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные, Стоят рядами тесными Д: Библиотека. В:3. Туда хожу я каждый день, Так нужно, даже если лень. Там всех уже пять лет я знаю Я с ними ем и сплю, играю Туда ходить я очень рад, Там мой любимый Д: Детский сад. В: 4. Что за дом, что за дом Сказку ты увидишь в нем Танцы, музыка и смех – Представление для всех. Д. Дом культуры. В: 5. Если с организмом плохо, Вам здесь можно подлечиться, А врачи всегда помогут Это здание … Д. Больница. В: 6. Мы пошли купить продукты: Молоко, сметану, фрукты. На кассу все несем в корзине. Мы в продуктовом... Д: Магазине. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги Отлично справились с заданием и получаете новую фотографию |
Дети называют объект посёлка Дети рассказывают по схеме: как называется здание, для чего оно служит, люди каких профессий там работают |
|||
Игра «Собери пазлы». | ||||
Продолжаем наше путешествие. Закрывайте глаза, мы направляемся с вами к любимому месту прогулки взрослых и детей, где можно подышать свежим воздухом и поиграть на современных детских площадках. Узнали, что это за место? (фото озера) В: Я тоже предлагаю вам поиграть в игру, выходите из автобуса. Инструкция: Делимся на 2 подгруппы. Каждой подгруппе дается по конверту, в нем лежат пазлы. По команде ребята собирают пазлы (флаг России и Самарской области), собрав объясняют значение цветов на флаге. Та команда, которая собрала первой, та и начинает отвечать. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги В: Молодцы ребята! Вы замечательно справились с этим заданием, получите награду, будете любоваться на любимое место отдыха. |
Дети называют объект посёлка Дети собирают пазлы, объясняют значение цветов на флаге |
|||
Игра «Мечтатели» | ||||
В: Снова занимайте свои места, отправляемся в путь, закрывайте глаза. Мы с вами проезжаем мимо жилых домов и останавливаемся возле памятника погибшим солдатам (фото памятника Алёше) В: молодцы ребята, правильно. Погибшие солдаты тоже были когда как вы маленькими ребятами и мечтали……. В: Ребята давайте мы с вами немного отдохнем, присядем на полянку.. Пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для своего посёлка, когда вырастите. Ребята, наша игра будет называться «Мечтатели», начать её можно словами: «Когда я вырасту» В: Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить когда вы вырастите, а сегодня я вам вручаю фотографию на память. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги. |
Дети называют объект поселка Дети составляют рассказы |
|||
Создание Альбома «Моя малая Родина – Новосемейкино». | ||||
В: Занимайте свои места, закрывайте глаза наше путешествие подходит к концу и мы с вами отправимся на главную площадь посёлка. Какое здание находится на ней? (Дом Культуры «Кристалл» фото). В: Все верно, здесь проходя праздники, спектакли, дети посещают различные кружки, где показывают свою смекалку и эрудированность. Я предлагаю вам посетить один из таких кружков по художественному творчеству и создать из полученных вами фотографий альбом нашего поселка, а я вам в этом помогу. В: Давайте посмотрим, что у нас получилось. |
Дети называют объект поселка Дети создают альбом, рассматривают его |
|||
Заключительный | Заключительная беседа | |||
– Дети, вам понравилось сегодняшнее путешествие по родному поселку? - А что больше вам запомнилось? - А почему путешествие получилось интересным? - Где бы вы еще хотели побывать В: Хорошо, мы с вами вместе подумаем, как нам это осуществить. |
Дети отвечают на вопросы |