Первый раз в детский сад (делимся опытом работы в вопросах адаптации)

Автор: Шарапова Г.Н. вкл. .

Родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся за его судьбу. Часто задают воспитателям вопрос:«Почему ребенок идет в детский сад со слезами и когда этот «ужас» и тревога закончатся?

Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно. Вне всякого сомнения, родительские переживания во многом определяются личным опытом. Тем не менее, в посещении дошкольного учреждения существуют плюсы, определенные не сточки зрения конкретных пап и мам, а с точки зрения наук-педагогики, медицины, психологии, социологии.

Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь. Особенно общению со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакая няня, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный институт, первое воспитательно-образовательное учреждение, в которое вступают дети.

Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуется существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребенок подготовлен в семье к приходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Детский сад должен стать для родителей «открытым»по всем вопросам развития и воспитания детей.

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Выделяются 3 фазы адаптационного периода:

•        Легкая. Длиться от 1 до 16 дней;

•        Средняя. Длиться от 16 до 32 дней;

•        Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

Совместные усилия воспитателей с родителями направлены на то,, чтобы помочь малышам приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

Многократные беседы, консультации об индивидуально-типологических особенностях детей раннего и младшего возраста, об этапах адаптации и базовых потребностях детей.

Важным правилом является- соблюдение спокойствия. Спокойная мама – спокойный ребенок.

Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей — потребность в безопасности и защищенности, и эти состояния – защитная реакция организма. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. При поступлении в детский сад привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения и др.)меняются и порой кардинально. Ребенка окружают незнакомые люди, приемы воспитания, обстановка. Ко всему малышу надо приспособиться, а это происходит не всегда легко и быстро.

Общей трудностью для всех, и мам и детей является – расставание, существуют причины, по которым дети плачут.

Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:

  • не сформированы культурно-гигиенические навыки;
  • он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
  • режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.

Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.

Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие - наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.

Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.

Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детский сад с радостью и увлечением, бывают дети, которые какое-то время не могут успокоиться,некоторые плакали целый день и родителей вечером встречают рёвом. Чаще всего у детей расставание с мамой сопровождаетсяслезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются, получив «дозу ласки и тепла от воспитателя», и это нормально. Очень важно при переходе от мамы к воспитателю объяснять малышу, почему он должен ходить в сад, мы предлагали варианты, что можно сказать малышу: «Он теперь большой, и как все большие люди, утром будет уходить по делам. Мама и папа отправляются на работу, старшие дети в школу, а он в садик». Это первая обязанность не только воспитателя, но и родителя, которая поможет ребенку адаптироваться к условиям перехода от родителей к воспитателям.

Следующим этапом послужит объяснение родителям о времени пребывания малыша в детском саду. В период адаптации оставлять ребенка в детском саду на целый день рекомендуется спустя минимум несколько дней. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Потом малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день. Таким образом, участвуя в процессе адаптации детей, у родителей будет время познакомиться с жизнью детей в детском саду, режимом, общением, требованиям к самообслуживанию и т д.

Детство – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром. В этом возрасте процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, самый близкий, интересный, доступный и естественный для малыша мир- это мир игр.

Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду.

Предметом особого внимания при адаптации является психическое самочувствие детей.

В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.