Дискуссия "Разнообразие форм работы с родителями - залог успешного взаимодействия детского сада и семьи по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников"

Автор: Бунакова Светлана Ивановна вкл. .

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, мы предлагаем вам обсудить очень важную тему-общение педагогов с родителями воспитанников. Тема нашей дискуссии «Разнообразие форм работы с родителями – залог успешного взаимодействия детского сада и семьи по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников».

Говорить мы сегодня будем о художественно-эстетическом направлении развития, однако все те упомянутые нами формы могут быть применимы и к остальным направлениям развития детей дошкольного возраста. Организация взаимодействия с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Для того чтобы наша встреча имела практическую ценность - нужно разбиться на три команды (в соответствии с цветом полученной фишки).

Начнем с разминки:

Задания для команд: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в каждом из трёх блоков. Запишите их. (Время на подготовку 3 минуты)

Задание для первой команды.

Блоки Задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста  

Задание для второй команды.

Блоки Задачи Формы
Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль  деятельности детского сада по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста  

Задание для третьей команды.

Блоки Задачи Формы
Наглядно-текстовая информация Оказание своевременной информационной помощи семьям по  вопросам художественно-эстетического воспитания  

Решение педагогических ситуаций.

В работе воспитателя часто возникают сложные, порой конфликтные ситуации. Поэтому каждый воспитатель должен владеть не только эффективными приемами общения с родителями, но и умением подобрать адекватные формы взаимодействия с родителями по решению педагогических ситуаций.

Сейчас будут предложены педагогические ситуации, и мы вместе их обсудим.

Просмотрев ситуацию - первая команда «Дети» и вторая команда «Родители» должны пояснить свое видение ситуации, пояснить свою позицию по ситуации, высказать мнение, точку зрения в соответствии с названием команды. Третья команда «Педагоги» - на основе увиденного и услышанного дать оценку педагогической ситуации, предложить её решение и подобрать формы взаимодействия с родителями по данной ситуации.

1 ситуация (инсценировки)

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)

2 ситуация

Девочка Лиза с трех лет посещает хореографический кружок, и еще, вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене.

В процессе игры в детском саду пытается руководить подружками: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала. А вы нет. Потому я буду играть лису- главную роль». Девочки не хотят играть так, и обращаются к воспитателю.

Решение ситуации:

  1. Предложить Лизе сыграть роль режиссера, чтоб она распределила роли и девочки смогли проявить себя.
  2. Предложить по очереди быть в главной роли – лисы.
  3. Провести беседу с Лизой, направленную на работу с отрицательными чертами таким как, хвастовство, обида других детей, неуважение, через негативные стороны художественных героев.
  4. Распределить роли при помощи жребия.
  5. Устроить кастинг с независимой комиссией (например мальчики).
  6. Спросить у детей, как решить эту проблемную ситуацию.

3 ситуация

Мальчик, 7 лет, с раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Решение ситуации:

1.Ребенок с заниженной самооценкой, он не оправдывает себя в глазах родителей, на него возлагают большие надежды. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

2.Постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

3.Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

4 ситуация

Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если в такой семье воспитывается ребенок из Вашей группы необходимо по возможности уделить ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.

 

5 Ситуация

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Решение ситуации:

  1. Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».
  2. Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».
  3. Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа).
  4. Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родители осознают проблему, то  предложить посетить с ребенком практические занятия у психолога по формированию волевой сферы. Рекомендации применения способности быстрого, объемного запоминания» (шахматы, шашки, стихи).

Составление синквейнов.

В заключение нашей дискуссии я предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.

В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.

Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.

Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.

Пример синквейна на тему любви.

1. Любовь.

2. Сказочная, фантастическая.

3. Приходит, окрыляет, убегает.

4. Удержать ее умеют единицы.

5. Мечта.

Первая команда сейчас составит синквейн на тему «Дети», вторая команда – на тему «Родитель», третья команда – на тему «Педагог». (Время выполнения задания – 3 минуты).

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с определенными педагогическими целями. Кроме того, данный прием педагоги могут использовать во время проведения мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной им информации. По синквейнам, составленным родителями, воспитатель может определить, точно ли и в полном ли объеме доведена до них необходимая информация, усвоены ли слушателями важные, ключевые понятия.

Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле — воспитании и развитии детей.