Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Автор: Скичкова О.А., Мотовичева Е.А. вкл. .

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного образования. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Очень сложно донести до маленьких детей важность и ценность семьи вне семейных отношений. Однако, роль педагога в этом направлении не только важна в работе с воспитанниками, но и в взаимодействии с родительской общественностью. Помочь в этом могут средства художественно-эстетического направления развития детей.

В процессе изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности дети и родители получают уникальный опыт взаимодействия между собой.

Родители, активно участвуя в воспитательном процессе, не только повышают педагогическую компетентность, но и пересматривают своё личное отношение к проблеме воспитания детей. Ведь цель каждого родителя воспитать достойного гражданина общества.

Дети, педагоги, родители, шаг за шагом открывая в мире новое, берегут созданное природой и рождают свои неповторимые творения.

В детском саду и в кругу семьи - старший всегда помогает выбрать путь развития, определить ценности младшему.

В совместном творчестве ребенка и родителей воспитывается в детях ответственность, отзывчивость, заботливость, пробуждаются добрые чувства, преодолеваются эгоизм и равнодушие.

Воспитание – это мудрое общение взрослого с живой душой ребенка и разнообразная совместная творческая деятельность, в процессе которой дети и взрослые вместе трудятся, живут, помогают друг другу и учатся друг у друга взаимодействовать с окружающим миром и людьми.

Вовлечение родителей в организацию и участие в праздниках, досугах, развлечениях дает возможность взрослым почувствовать себя наравне с детьми.

При подготовке к различным конкурсам дети и родители имеют возможность проявить инициативу, самостоятельность, креативность, за что всегда вознаграждаются победами.

Активное участие родители принимают в проектной деятельности: «Моя Семья», «Генеалогическое древо», «Семейный герб», «Мой дедушка ветеран ВОВ», «Мой папа в армии служил…», «Кулинарные традиции», «День семьи, любви и верности» и т.д.

Укрепить детско-родительские отношения средствами художественно-эстетического развития помогает не только совместная деятельность детей и родителей, но и просветительская деятельность в рамках родительских собраний, мастер-классов, «Семейного клуба», тренингов, деловых игр и тд

В рамках работы «Семейного клуба» родители делятся друг с другом интересным опытом семейного воспитания, говорят о проблемах, ищут пути решения. Такие встречи всегда интегрируются с изобразительной, театрализованной, конструктивной или музыкальной деятельностью. Тематика работы «Семейного клуба» определяется в соответствии с запросами родителей.

Шагая в ногу с информатизацией общества родительский комитет организует группы в интернет сетях, куда педагоги имеют возможность размещать ежедневный фото-отчет о жизни детей в детском саду. Особенно актуальна эта форма взаимодействия в период адаптации детей к детскому саду. Когда тревожность родителей и критичность к рассказам и советам педагога очень высока.

Для эффективного взаимодействия с родителями проводится анкетирование, определяется социальный статус семьи.