ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ

Автор: Бунакова Светлана Ивановна вкл. .

Мастер-класс

«Изготовление героев сказок из шерсти

(методом фильцевания)»

Цель:

Познакомить коллег с технологией по работе с художественным войлоком (с целью внедрения новых технологий в театрализованную деятельность при формировании нравственных качеств).

Материалы и оборудование

Гребенная шерсть разных цветов, специальная игла, поролон, синтепон, готовые поделки из шерсти; оборудование для показа презентации.

В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр. Театрализованные игры, как считает Т.А. Куликова, имеют готовый сюжет, а значит деятельность, ребенка во многом определена текстом художественного произведения. Л.В. Артемова подчеркивает, что в игре-драматизации ребенок берет на себя роль, входит в образ героя художественного произведения. Важно, по мнению 3. Колесниковой то, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, эмоции и чувства, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления, все это очень важно для формирования нравственных ценностей.

Формированию нравственных ценностей способствует понимание переживание персонажей, приятие их и последующие «проживание» в ходе драматизации описанных в тексте событий.

К театральным играм важно подводить детей постепенно. Последовательность работы, по мнению Н.С. Карпинской может быть следующей:

1) знакомство с текстом;

2) игра-беседа с персонажами;

3) повторное чтение-разыгрывание текста;

4) беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста;

5) самостоятельное чтение текста;

6) подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету;

7) игра-спектакль по сказке.

Л.В. Артемова отмечает, что тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю своего поведения.

Л.П. Стрелкова отмечает, что художественная литература, и особенно сказки, являются для детей дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Являясь разновидностью творческой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия художественного произведения. Является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые эмоциональные отношения.

Н.С. Карпинская говорит о том, что игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей.

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.

Изучив теоретические аспекты по проблеме формирования нравственных ценностей средствами игр - драматизации можно отметить её актуальность.

Нравственные ценности присваиваются на индивидуальном уровне в процессе интериоризации. Интериоризация – это переход извне вовнутрь. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей происходит лишь тогда, когда в необходимый момент внутреннего существования человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть её гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиться.

Воспитатели групп вместе с детьми изготовили различные виды театров, создали «Театральные уголки». В группах имеются куклы бибабо, театры на фланелеграфе, картонажные, теневые, пальчиковые, настольные театры, элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций. Работая с театрализованной деятельностью, мы придумали и собственных кукол, из обыкновенных перчаток, платков, лопаточек, шерсти. Здесь полный простор для фантазии, творческим процессом увлеклись и дети и родители. Воспитатели умело организуют кружковую работу по театрализованной деятельности, что способствует развитию у детей навыков сценического, оформительского искусства, а возможность пофантазировать чрезвычайно привлекательна для ребенка и имеет большое значение для развития его актерских способностей.

Все представленные виды театров сделаны детьми, родителями, педагогами. Особо хочется обратить внимание на кукол на палочке из шерсти. Персонажей к этому виду театра изготавливали сами ребята.

Сегодня, я хочу познакомить и вас с техникой валяния из шерсти.

Как сказал В.А. Сухомлинский - истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Хотелось бы немного рассказать об истории возникновения технологии по работе с художественным войлоком. Валяние самая древняя технология изготовления текстиля на Земле. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Шерсть состригают, потом очищают и моют специальными реактивами, отправляют на чесальные машины.

В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Итак, мы можем сделать вывод, что техника – валяние – довольно стара.

Валяние шерсти (набивание, фильцевание, фелтинг) - это техника создания из непряденной шерсти игрушек или одежды или других декоративных предметов. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад.

Валять натуральную шерсть можно двумя способами - мокрым и сухим.

Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку. Иглы имеют специальные зазубрины, благодаря которым они подцепляют и смешивают, спутывают волокна шерсти. Эти зазубрины расположены в направлении, противоположном втыканию, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти. Этот метод называется фильдцеванием.

Втыкая, поворачивая и крутя специальные иглы в шерсть, расположенную на губке, добиваются того, что комок шерсти принимает нужную форму. Если втыкать иглу многократно в одно и то же место, можно добиться уплотнения и вогнутости.

Номер иглы показывает ее толщину. Чем выше номер, чем тоньше игла и меньше зазубрин (борозд). Чем толще игла, тем быстрее фильцует, тем больше отверстия, которые она оставляет в изделии. Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали. Поэтому они обладают достаточной упругостью и не гнутся во время работы.

Классическая техника валяния руками подразумевает наличие нескольких факторов: шерсть, вода, мыло и две руки. Сухую шерсть заданного цвета раскладывают на столе, сверху укладывают рисунок из цветной шерсти, затем смачивают мыльным раствором и начинают тереть руками в разных направлениях, до тех пор, пока отдельные пряди будут хорошо сцеплены между собой и не будут отрываться. Смывают мыло теплой водой, слегка отжимают и сушат.

Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей. Валяние – техника, доступная для начинающих. С ее помощью можно изготовить как простые, так и более сложные картины, игрушки, сумки, бусы и настенные панно. Изделия получаются очень мягкими. При их выполнении необходимо использовать мыльный раствор. Пошаговые описания позволят быстро сделать предложенные модели. Желаем вам получить от работы истинное удовольствие, вдохновляясь неповторимыми картинами природы.

Техника выкладывания картин из войлока.

1. Разложите на рабочем столе полиэтилен, а поверх него – флизелин. Сухими руками разделите шерстяные волокна на прядки. Выложите на флизелине фон картины, например ландшафт. При этом сложите вместе 2-3 тонких слоя.

2. Переложите картину с флизелином на поролон. Проколите иглой для филыдевания, спутывая волокна шерсти. С изнаночной стороны будет видно, насколько хорошо они прошли сквозь основу.

3. После того как шерстяные волокна полностью соединятся с флизелином, переложите картину на полиэтилен. Нанесите мыльный раствор на одну часть работы и осторожно прижмите руками, не смещая ее. Смочите таким способом всю поверхность.

4. Разгладьте ладонями в течение 2 мин круговыми движениями в одном направлении, начав с краев. Надавливайте лишь слегка, чтобы не сдвинуть шерстяные волокна. Постепенно нажим можно усилить. Промокните картину махровым полотенцем, пока она влажная, и снова переложите на поролон.

5. Сухими руками выложите на фон деревья и сучья из тонких скрученных волокон шерсти. Профильцуйте специальной иглой сквозь основу. Сваляйте после нанесения мыльного раствора, прижимая руками, затем выполните следующие детали таким же способом. В зависимости от мотива повторите действия 2-3 раза до завершения работы.

6. Проверьте с изнаночной стороны картины,хорошо ли прикрепились все детали к флизелину. Затем положите ее на полиэтилен, прокатайте скалкой в течение 10 мин с каждой стороны, предварительно нанеся мыльный раствор. Это позволит шерсти еще лучше сваляться, и готовая работа будет выглядеть более плотной. Промокните махровым полотенцем и оставьте высыхать.

Дети дошкольного возраста создают своими руками картины из шерсти. На заготовленный синтепон -  ребята выкладывают задуманный сюжет из кусочков шерсти. Гребенная шерсть разных цветов. Затем размещаю заготовку на поролоне и легко, прокалывая шерсть (специальной иглой), закрепляют шерсть на синтепоне. Получаются замечательные картины.

Посмотрите - какие работы можно сделать с детьми из шерсти. А если посмотреть на вот эту заготовку (шар - скатанный из шерсти), то невольно начинаешь фантазировать: кто получиться, какого цвета, характера и т.п. Попробуйте задуматься. Это может быть голова животного, цыплёнок, колобок – да кто угодно. Нужно взять кусочки шерсти необходимого размера и цвета, сформировать задуманную деталь и привалять к исходной заготовке. Я покажу принцип работы, а там уж как разыграется ваша фантазия…..

(после выполнения работы)

У вас получились замечательные работы. Здесь и утёнок, и бычок, и мартышка, и девочка с косичками… Поделки вы можете забрать с собой.

Мы надеемся, вам понравился наш семинар, и вы почерпнули, что-то новое для себя.

Литература:

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  2. Артемова Л. В. А86 Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспи­тателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с; ил.
  3. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 145 c.
  4.  Гончарова О. В. Театральная палитра. Программа художественно–эстетического воспитания. — М.: ТЦ Сфера 2010. –128 с.
  5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
  6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
  7. Смирнова Е. Войлочные звери. Сухое валяние из шерсти – Питер, 2015 – 127 с.