Мастер-класс. «Экологическая сказка»

Автор: Шарапова Г.Н., Запитецкая Е.В. вкл. .

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- совершенствование педагогического мастерства воспитателей в вопросах экологического воспитания;

- творческий поиск педагога в создании условий для формирования положительного - эмоционального отношения к природе.

Ход мастер класса:

В своем мастер-классе постараемся вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным.

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.

У дошкольников преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке.

Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и находят несоответствие природных явлений действительности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова многим знакомы с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме.

Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям представление о таком понятии, как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход, за репкой).

В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с тремя состояниями воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.

Почти все народные сказки можно назвать экологическими. В них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Но экологическую сказку легко придумать и самим.

Мы предлагаем выйти 6-8 человек и распределиться на две команды.

Схематично алгоритм сказки выглядит так (раздатка на столы алгоритма):

Место - Герой – Свойства характера – Случай – Жизненное правило – Название сказки (Приложение)

Посовещайтесь между собой и составьте небольшую экологическую сказку. Затем расскажите её нам. (на столах листки бумаги, ручки)

Получились интересные сказки, выявлены экологические проблемы, намечены пути решения.

А теперь мы предлагаем вам обыграть экологическую сказку «Ёжик и заяц». Приглашаем одного желающего исполнить роль зайчика в предложенной сказке.

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу, он любовался блестящими капельками, на зеленых листочках, весело шлёпал по лужам и напевал песенки. Вдруг ежик увидел, что ему навстречу бежит заяц, печальный-печальный, что-то бормочет себе под нос и постоянно встряхивает своей шубкой, отчего в разные стороны летели брызги. Решил ежик узнать у зайца, что случилось у него и может зайцу, нужна его помощь, ежик был очень добрым и умным.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага, зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет. Ты разве не знаешь об этом?».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: « И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: « Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «Когда мы придем каждый к себе домой, я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик».

Ведущий: Прошло несколько дней. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. От цветов распространялся дивный аромат, над полянами порхали разноцветные бабочки, все жители леса, как и ежик, радовались ясному деньку.

Гуляет он и вдруг видит навстречу ему заяц скачет, и не смотря на то что день был солнечный и можно петь, гулять и веселиться, он снова был хмур и недоволен.

Ежик: «Зайчик, что случилось, ты почему опять грустишь? Ведь дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения, деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Таким способом детям ненавязчиво усвоили материал о значении воды в природе.

Мы надеемся, что каждый из вас открыл для себя что-то новое и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Хочется закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо: «Вы – талантливы все»!

Литература

1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.

2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003. 3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.

 4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- Санкт- Петербург 2001.

5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. - Москва 2002