Методическое пособие по приобщению дошкольников к традиционно - бытовой культуре народов Самарской губернии

Автор: Емельянова Е.В., Лазарева О.С. вкл. .

 " Крестьянское подворье"

Цель: Знакомство детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой)

 или Знакомство детей с особенностями крестьянского быта.

Задачи:

-познакомить с понятием «изба»;

-дать представление о деревенском рубленном доме и его составных частях;

- познакомить с устройством крестьянского дома, его убранством;

- познакомить с названиями  старинных  русских предметов быта ;      

- учить выделять характерные признаки предметов ;

- знакомить детей с русским народным фольклором, русскими народными сказками;

- формировать у детей представления о домашних птицах и животных;

- учить составлять описательные рассказы и загадки  о птицах и птенцах, домашних животных и их детёнышах;

- воспитывать нравственные чувства дошкольников путем приобщения к культуре русского народа

Описание пособия:

Макет избы изготовлен из трубок металлопласта, крыша  -  из деревянных  палочек; макет сарая  -  из ошкуренных веточек; фигурки людей изготовлены  и расписаны по типу матрешек, младенец в колыбельке - вальдорфскаякукла; фигурки животных связаны из ниток; стол, лавки, колыбелька, русская печка, полки, сундуки - сделаны из сосновых дощечек.

Методические приемы работы с пособием:

  • рассматривание крестьянского двора, утвари;
  • беседы о быте русских крестьян;
  • заучивание потешек, народных песенок  о животных;
  • заучивание пословиц о труде, семье, нравственных качествах;
  • отгадывание  и составление загадок о предметах быта, о  домашних животных;
  • драматизация сказок, потешек;
  • рисование и аппликация  элементов русского костюма, предметов быта;
  • конструирование  и роспись предметов мебели.

Предполагаемый результат работы с пособием:

  • Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
  • Имеют представления о традициях русского народа;
  • Осознают принадлежность к своему народу;
  • Используют в активной речи устный народный фольклор;
  • Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
  • Имеют представления о национальном костюме русского народа;
  • Знают домашних животных и их детенышей.
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Пособие предназначено как для организованной деятельности с целой группой или подгруппой детей, так и для самостоятельной деятельности детей в свободное время.

Варианты работы с пособием:

1. вариант:

 Беседы по ознакомлению с убранством избы и предметами быта:

 «Красна изба не углами, а пирогами»,  «Нитки и ткачество», «Здравствуй, печка русская», « Ой вы гости, господа», «Ходит сон близ окон».

2. вариант:

 Дидактические игры на закрепление полученных знаний: «Что лишнее», «Чего не хватает», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний»,"Утварь".

3. вариант:

Беседы и дидактические игры на развитие представлений  об убранстве дома в старину и в современное время:

«Прошлое и настоящее», «Чудесный сундучок», «Найди пару», «Узнай ,что это».

4. вариант:

 В настольных играх с использованием кукол, макетов посуды и убранством избы.

5. вариант:

Обыгрывание потешек и народных песенок:

" Ванюша, попляши!", " Коза рогатая", " Между небом и землей поросенок рылся...", " Наша-то хозяюшка..."

6. вариант:

ОД с детьми:

Аппликация " Пирожки для Ванюши", " Украсим тарелку для Маши";

Рисование " Коза-дереза", " Русская изба";

Конструирование " Конура для Шарика", из бросового материала "Русская печка".