Методическое пособие по приобщению дошкольников к традиционно - бытовой культуре народов Самарской губернии
" Крестьянское подворье"
Цель: Знакомство детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой)
или Знакомство детей с особенностями крестьянского быта.
Задачи:
-познакомить с понятием «изба»;
-дать представление о деревенском рубленном доме и его составных частях;
- познакомить с устройством крестьянского дома, его убранством;
- познакомить с названиями старинных русских предметов быта ;
- учить выделять характерные признаки предметов ;
- знакомить детей с русским народным фольклором, русскими народными сказками;
- формировать у детей представления о домашних птицах и животных;
- учить составлять описательные рассказы и загадки о птицах и птенцах, домашних животных и их детёнышах;
- воспитывать нравственные чувства дошкольников путем приобщения к культуре русского народа
Описание пособия:
Макет избы изготовлен из трубок металлопласта, крыша - из деревянных палочек; макет сарая - из ошкуренных веточек; фигурки людей изготовлены и расписаны по типу матрешек, младенец в колыбельке - вальдорфскаякукла; фигурки животных связаны из ниток; стол, лавки, колыбелька, русская печка, полки, сундуки - сделаны из сосновых дощечек.
Методические приемы работы с пособием:
- рассматривание крестьянского двора, утвари;
- беседы о быте русских крестьян;
- заучивание потешек, народных песенок о животных;
- заучивание пословиц о труде, семье, нравственных качествах;
- отгадывание и составление загадок о предметах быта, о домашних животных;
- драматизация сказок, потешек;
- рисование и аппликация элементов русского костюма, предметов быта;
- конструирование и роспись предметов мебели.
Предполагаемый результат работы с пособием:
- Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
- Имеют представления о традициях русского народа;
- Осознают принадлежность к своему народу;
- Используют в активной речи устный народный фольклор;
- Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
- Имеют представления о национальном костюме русского народа;
- Знают домашних животных и их детенышей.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Пособие предназначено как для организованной деятельности с целой группой или подгруппой детей, так и для самостоятельной деятельности детей в свободное время.
Варианты работы с пособием:
1. вариант:
Беседы по ознакомлению с убранством избы и предметами быта:
«Красна изба не углами, а пирогами», «Нитки и ткачество», «Здравствуй, печка русская», « Ой вы гости, господа», «Ходит сон близ окон».
2. вариант:
Дидактические игры на закрепление полученных знаний: «Что лишнее», «Чего не хватает», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний»,"Утварь".
3. вариант:
Беседы и дидактические игры на развитие представлений об убранстве дома в старину и в современное время:
«Прошлое и настоящее», «Чудесный сундучок», «Найди пару», «Узнай ,что это».
4. вариант:
В настольных играх с использованием кукол, макетов посуды и убранством избы.
5. вариант:
Обыгрывание потешек и народных песенок:
" Ванюша, попляши!", " Коза рогатая", " Между небом и землей поросенок рылся...", " Наша-то хозяюшка..."
6. вариант:
ОД с детьми:
Аппликация " Пирожки для Ванюши", " Украсим тарелку для Маши";
Рисование " Коза-дереза", " Русская изба";
Конструирование " Конура для Шарика", из бросового материала "Русская печка".