"Знакомство с композиторами"

Автор: Мотовичёва Елена Андреевна вкл. .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию «Знакомство с композиторами», проведённой в старшей группе воспитателем Мотовичёвой Е.А. (презентация)

         Задачи:

1.Приобщать детей к музыке, развивать способности вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные образы.

2.Накапливать запас любимых произведений, закладывать основу музыкального вкуса.

3.Накопление представлений о жизни и творчестве детских композиторов, ввести ребёнка в мир музыки и воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к ней.

4.Добиваться активизации творческих проявлений у детей.

         Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о композиторах. Кто такие композиторы?

(Ответы детей)

Воспитатель:Да, это люди, которые сочиняют музыку. Композиторы были во все времена, с тех пор как живут люди.

Многие композиторы пишут музыку для детей. Писать музыку очень сложно, а сочинять её для вас ещё сложнее. А знаете почему? Да потому, что у взрослых другие занятия и заботы, чем у вас.

Взрослые умеют готовить очень вкусные блюда, могут сделать игрушки, шить одежду, но не все понимают, как в лесу может жить Баба-Яга или как Дед Мороз может приносит в Новый год подарки, Для того, чтобы написать для вас музыку или стихотворение, взрослому нужно вспомнить детство. Посмотрите на этот стенд, здесь находятся фотографии детских композиторов, песни которых мы с вами поём в музыкальном зале.

(На стенде фотографии, коллажи с фотографиями детских композиторов: Шаинского, Тиличеевой, Гладкова, Чичкова)

Посмотрите на них, они уже не молоды, а смогли сохранить в себе искорки детства.

(Исполняется Песенка-Чудесенка Ю.Чичкова)

А сейчас я расскажу вам музыкальную сказку... История эта произошла в зоопарке.

Однажды Соловей был в гостях у Бегемота. Весь вечер он пел ему свои чудесные песни. Когда Соловей стал собираться домой, то Бегемот ужасно сокрушался:

-       Ах, как мне не хочется расставаться с твоими замечательными песенками. Как бы я хотел, чтобы они всегда были со мной!

-       Не горюй! -отвечал соловей — я пришлю тебе свои песни...

-       Как это пришлёшь? - удивился бегемот.

-       По почте — ответил соловей.

-       Ура! Вот здорово! - радостно закричал бегемот.

На следующий день почтальон-Кенгуру в своей сумке принёс большой пакет. Бегемот быстренько его распечатал...

     – Но где же, где же песни? - подумал Бегемот.

Никаких песен не было! В конверте лежали листочки бумаги. На них были нарисованы какие-то линеечки. А на линеечках много всяких кружочков, точек и закорючек.

-       Как же так? - удивился Бегемот. - Он ведь обещал прислать мне песни.

Бегемот показал листочки своему соседу — мудрому Слону.

-       Это ноты! - сказал Слон. Каждую песню, каждую мелодию можно записать нотами, У каждой нотки есть своё имя.

Воспитатель: Итак, задание: назовите имена ноток.

Вот из этих ноток и получаются песенки. Давайте все вместе назовём названия ноток: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

(Дети называют ноты вместе с воспитателем)

Как и мы, Музыка может подниматься по ступенькам вверх и опускаться вниз.

Вот композитор Елена Тиличеева очень любила в детстве бегать по ступенькам своего дома, она считала про себя каждую ступеньку, а дойдя до самого верхнего этажа, стремительно бежала вниз. Она сочинила таку песенку-лесенку:

         Я по ступенькам вверх иду -

         Потом обратно вниз бегу.

(Дети напевают песенку «Лесенка» Е.Тиличеевой)

Итак, мы узнали, что композиторы – это люди,которые сочиняют музыку, а записывают они её нотками, которые умеют двигаться вверх и вниз. Таким образом, получается прекрасная мелодия, а затем и песенки.

Дети, а как называется инструмент, на котором нам играет музыкальный руководитель?

(Фортепиано, пианино)

А какие музыкальные инструменты вы знаете?

(Ответы детей)

А вот вы знаете, что самым древним музыкальным инструментом считался человеческий голос, а уже потом стали изобретать и мастерить другие музыкальные инструменты.

Вот эти инструменты называют ударными:

-барабаны

-бубны

-тарелки

-треугольник

(Воспитатель обращает внимание детей на картинки музыкальных инструментов)

А это струнно-щипковые музыкальные инструменты:

-балалайка

-гитара

-арфа

И вскоре появляются смычковые инструменты:

-скрипка

-виолончель

-конрабас

И вот появляются инструменты медно-духовые:

-труба

-валторна

-саксофон

К деревянным духовым инструментам относятся:

-флейта

-кларнет

-фагот

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Угадай музыкальный инструмент».

(Дид.игра «Угадай на чём играю». Воспитатель показывает карточки с изображением инструментов, а дети определяют их название)

(За дверью раздаётся голос)

Буратино:Ой, ой, ой!

Воспитатель: Кто это?

Буратино: Это я — Буратино!

Я хотел поиграть с детьми, но на меня свалилась куча музыкальныз инструментов, а какие Я не знаю.

Воспитатель: Давайте поможем Буратино определить название муз.инструментов.

(Музыкально-дидактическая игра «Угадай на слух»)

Буратино: Большое спасибо вам ребята, что вы меня освободили! Я хочу загадать вам загадку:

Что такое оркестр?

(Ответы детей)

Буратино: Кто главный в оркестре?

(Ответы детей)

Буратино: Ну, конечно же, дирижер! А кто из вас хочет быть дирижером?

(Проводится музыкально-ритмическая игра «Оркестр». Под весёлую музыку дети играют на воображаемых инструментах)

Буратино: Молодцы ребята, мне очень у вас понравилось! А давайте ещё раз подойдём к стенду и рассмотрим фотографии композиторов, вспомним их имена и фамилии.

(Дети рассматривают фотографии композиторов, выставку музыкальных инструментов, а также закрепляют их название. Воспитатель в заключении задаёт наводящие вопросы о пройденном материале)