"Знакомство с композиторами"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию «Знакомство с композиторами», проведённой в старшей группе воспитателем Мотовичёвой Е.А. (презентация)
Задачи:
1.Приобщать детей к музыке, развивать способности вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные образы.
2.Накапливать запас любимых произведений, закладывать основу музыкального вкуса.
3.Накопление представлений о жизни и творчестве детских композиторов, ввести ребёнка в мир музыки и воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к ней.
4.Добиваться активизации творческих проявлений у детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о композиторах. Кто такие композиторы?
(Ответы детей)
Воспитатель:Да, это люди, которые сочиняют музыку. Композиторы были во все времена, с тех пор как живут люди.
Многие композиторы пишут музыку для детей. Писать музыку очень сложно, а сочинять её для вас ещё сложнее. А знаете почему? Да потому, что у взрослых другие занятия и заботы, чем у вас.
Взрослые умеют готовить очень вкусные блюда, могут сделать игрушки, шить одежду, но не все понимают, как в лесу может жить Баба-Яга или как Дед Мороз может приносит в Новый год подарки, Для того, чтобы написать для вас музыку или стихотворение, взрослому нужно вспомнить детство. Посмотрите на этот стенд, здесь находятся фотографии детских композиторов, песни которых мы с вами поём в музыкальном зале.
(На стенде фотографии, коллажи с фотографиями детских композиторов: Шаинского, Тиличеевой, Гладкова, Чичкова)
Посмотрите на них, они уже не молоды, а смогли сохранить в себе искорки детства.
(Исполняется Песенка-Чудесенка Ю.Чичкова)
А сейчас я расскажу вам музыкальную сказку... История эта произошла в зоопарке.
Однажды Соловей был в гостях у Бегемота. Весь вечер он пел ему свои чудесные песни. Когда Соловей стал собираться домой, то Бегемот ужасно сокрушался:
- Ах, как мне не хочется расставаться с твоими замечательными песенками. Как бы я хотел, чтобы они всегда были со мной!
- Не горюй! -отвечал соловей — я пришлю тебе свои песни...
- Как это пришлёшь? - удивился бегемот.
- По почте — ответил соловей.
- Ура! Вот здорово! - радостно закричал бегемот.
На следующий день почтальон-Кенгуру в своей сумке принёс большой пакет. Бегемот быстренько его распечатал...
– Но где же, где же песни? - подумал Бегемот.
Никаких песен не было! В конверте лежали листочки бумаги. На них были нарисованы какие-то линеечки. А на линеечках много всяких кружочков, точек и закорючек.
- Как же так? - удивился Бегемот. - Он ведь обещал прислать мне песни.
Бегемот показал листочки своему соседу — мудрому Слону.
- Это ноты! - сказал Слон. Каждую песню, каждую мелодию можно записать нотами, У каждой нотки есть своё имя.
Воспитатель: Итак, задание: назовите имена ноток.
Вот из этих ноток и получаются песенки. Давайте все вместе назовём названия ноток: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
(Дети называют ноты вместе с воспитателем)
Как и мы, Музыка может подниматься по ступенькам вверх и опускаться вниз.
Вот композитор Елена Тиличеева очень любила в детстве бегать по ступенькам своего дома, она считала про себя каждую ступеньку, а дойдя до самого верхнего этажа, стремительно бежала вниз. Она сочинила таку песенку-лесенку:
Я по ступенькам вверх иду -
Потом обратно вниз бегу.
(Дети напевают песенку «Лесенка» Е.Тиличеевой)
Итак, мы узнали, что композиторы – это люди,которые сочиняют музыку, а записывают они её нотками, которые умеют двигаться вверх и вниз. Таким образом, получается прекрасная мелодия, а затем и песенки.
Дети, а как называется инструмент, на котором нам играет музыкальный руководитель?
(Фортепиано, пианино)
А какие музыкальные инструменты вы знаете?
(Ответы детей)
А вот вы знаете, что самым древним музыкальным инструментом считался человеческий голос, а уже потом стали изобретать и мастерить другие музыкальные инструменты.
Вот эти инструменты называют ударными:
-барабаны
-бубны
-тарелки
-треугольник
(Воспитатель обращает внимание детей на картинки музыкальных инструментов)
А это струнно-щипковые музыкальные инструменты:
-балалайка
-гитара
-арфа
И вскоре появляются смычковые инструменты:
-скрипка
-виолончель
-конрабас
И вот появляются инструменты медно-духовые:
-труба
-валторна
-саксофон
К деревянным духовым инструментам относятся:
-флейта
-кларнет
-фагот
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Угадай музыкальный инструмент».
(Дид.игра «Угадай на чём играю». Воспитатель показывает карточки с изображением инструментов, а дети определяют их название)
(За дверью раздаётся голос)
Буратино:Ой, ой, ой!
Воспитатель: Кто это?
Буратино: Это я — Буратино!
Я хотел поиграть с детьми, но на меня свалилась куча музыкальныз инструментов, а какие Я не знаю.
Воспитатель: Давайте поможем Буратино определить название муз.инструментов.
(Музыкально-дидактическая игра «Угадай на слух»)
Буратино: Большое спасибо вам ребята, что вы меня освободили! Я хочу загадать вам загадку:
Что такое оркестр?
(Ответы детей)
Буратино: Кто главный в оркестре?
(Ответы детей)
Буратино: Ну, конечно же, дирижер! А кто из вас хочет быть дирижером?
(Проводится музыкально-ритмическая игра «Оркестр». Под весёлую музыку дети играют на воображаемых инструментах)
Буратино: Молодцы ребята, мне очень у вас понравилось! А давайте ещё раз подойдём к стенду и рассмотрим фотографии композиторов, вспомним их имена и фамилии.
(Дети рассматривают фотографии композиторов, выставку музыкальных инструментов, а также закрепляют их название. Воспитатель в заключении задаёт наводящие вопросы о пройденном материале)